Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.03.2016 N Ф10-628/2016 по делу N А23-3384/2015
Требование: О признании незаконным бездействия органа власти, обязании принять законное постановление по вопросу согласования проекта изменений в генеральный план.
Обстоятельства: В обоснование заинтересованности во внесении изменений в генеральный план сельского поселения заявитель указал на намерение участвовать в строительстве жилого микрорайона на принадлежащих ему землях сельскохозяйственного назначения, расположенных вблизи сельского поселения.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем не доказано, каким образом непринятие постановления о согласовании проекта изменений в градостроительный план нарушает его права и законные интересы.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калужской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 марта 2016 г. в„– Ф10-628/2016

Дело в„– А23-3384/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 17.03.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 18.03.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.
судей Стрегелевой Г.А., Смолко С.И.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Финпром-3" (ОГРН 1087746314501, ИНН 7704680549, ул. Скотопрогонная, д. 27/26, стр. 1. г. Москва, 109029); - Макаренко А.М. - представителя по доверенности от 08.06.2015;
от Губернатора Калужской области (пл. Старый Торг, 2, г. Калуга, 248000); - Румянцева А.В. - представителя по доверенности от 14.10.2015 в„– 01-41/1374-15;
от Правительства Калужской области (пл. Старый Торг, 2, г. Калуга, 248000); Румянцева А.В. - представителя по доверенности от 14.10.2015 в„– 01-41/1374-15;
от Управления архитектуры и градостроительства Калужской области (пл. Старый Торг, 5, г. Калуга, 248000); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Администрации сельского поселения "Деревня захарово" (ул. Школьная, 3, д. Захарово, Малоярославецкий район, Калужская область); не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Финпром-3" на решение Арбитражного суда Калужской области от 06.08.2015 (судья Харчиков Д.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2015 (судьи Еремичева Н.В., Стаханова В.Н., Федин К.А.) по делу в„– А23-3384/2015,

установил:

16.06.2015 общество с ограниченной ответственностью "Финпром-3" (далее - ООО "Финпром-3", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к губернатору Калужской области (далее - Губернатор) о признании незаконными действий (бездействия) на заседании Правительства Калужской области (далее - Правительство) 10.03.2015 и о возложении на Правительство обязанности принять законное и обоснованное решение в виде постановления по вопросу о согласовании проекта изменений в генеральный план сельского поселения "деревня Захарово" на основе материалов, представленных на заседание правительства 10.03.2015 уполномоченным лицом - начальником Управления архитектуры и градостроительства Калужской области Стрекозиным О.Н.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление архитектуры и градостроительства Калужской области, администрация сельского поселения "Деревня Захарово".
Решением суда от 06.08.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 06.08.2015, постановление от 08.12.2015 в связи с неправильным применением судами норм процессуального, материального права, принять по делу новый судебный акт.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Общества, Губернатора, Правительства, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, 17.12.2009 на заседании президиума Совета при губернаторе Калужской области по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" одобрены предпроектные предложения по реализации инвестиционного проекта строительства компанией "Финпром-3" жилого микрорайона, аграрно-промышленного комплекса и спортивно-оздоровительного парка в Малоярославецком районе Калужской области.
В целях реализации данного инвестиционного проекта необходимо согласование проекта изменений в генеральный план сельского поселения "Деревня Захарово" Малоярославецкого района Калужской области.
По результатам проведенного 06.12.2011 заседания Правительства, на котором рассматривался вопрос о согласовании проекта генерального плана населенных пунктов деревня Захарово, деревня Муратово сельского поселения "Деревня Захарово" Малоярославецкого района Калужской области, постановление не принято; отказано в согласовании проекта генерального плана населенных пунктов деревня Захарово, деревня Муратово сельского поселения "Деревня Захарово" Малоярославецкого района Калужской области по причине необеспеченности района предполагаемого жилищного строительства автомобильной дорогой от с. Детчино до дер. Захарово; постановили вернуться к рассмотрению данного вопроса на заседании Правительства Калужской области после ввода в эксплуатацию автодороги Детчино-Захарово.
На заседании Правительства 10.03.2015 пунктом 2 повестки рассматривался вопрос о согласовании проекта изменений в генеральный план сельского поселения "деревня Захарово" Малоярославецкого района Калужской области, по результатам которого постановление не принято.
На заседании Правительства 12.05.2015 пунктом 6 повестки рассмотрен вопрос об отказе в согласовании проекта изменений в генеральный план сельского поселения "деревня Захарово" Малоярославецкого района Калужской области, постановили: постановление принять.
Из содержания постановления Правительства "Об отказе в согласовании проекта изменений в генеральный план сельского поселения "Деревня Захарово" Малоярославецкого района Калужской области" от 21.05.2015 в„– 270 следует, что в соответствии с частью 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 Положения о порядке рассмотрения проектов документов территориального планирования и подготовки заключений на них (утверждено постановлением Правительства от 07.03.2008 в„– 92) постановлено: отказать в согласовании проекта изменений в генеральный план сельского поселения "Деревня Захарово" Малоярославецкого района Калужской области (пункт 1) и утвердить заключение об отказе в согласовании проекта изменений в генеральный план сельского поселения "Деревня Захарово" Малоярославецкого района Калужской области (пункт 2).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Финпром-3" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Исходя из положений части 1 статьи 4 АПК РФ такое лицо должно доказать свою заинтересованность.
В обоснование заинтересованности во внесении изменений в генеральный план сельского поселения "Деревня Захарово" Общество указало на намерение участвовать в строительстве жилого микрорайона на принадлежащих ему землях сельскохозяйственного назначения площадью 340 и 280 га, расположенных вблизи сельского поселения "Деревня Захарово".
Вопреки положениям названной нормы права, заявителем не указано, за защитой каких именно нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратилось в суд Общество и каким именно способом они будут восстановлены в случае удовлетворения требований.
Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Частью 2 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) определено в качестве одного из обязательного условия согласования проекта в случае, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Определен орган, в компетенцию которого входит согласование проекта генерального плана - это высший исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в данном случае это Правительство Калужской области.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона Калужской области от 26.09.1996 в„– 51 "О Правительстве Калужской области" (далее - Закон в„– 51) по вопросам своего ведения Правительство принимает решения в виде постановлений Правительства, которые подписываются губернатором Калужской области, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и уставом Калужской области, одним из заместителей губернатора Калужской области.
Пунктом 2 данной статьи установлено, что постановления правительства принимаются большинством голосов от общего числа членов правительства и являются нормативно-правовыми актами, обязательными для исполнения на всей территории Калужской области.
Проанализировав нормы Закона в„– 51, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Губернатор в вопросах принятия решений правительством является членом Правительства, обладает правом решающего голоса наряду с остальными членами Правительства.
Пунктом 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 в„– 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению.
К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Согласно уставу Калужской области (утвержден постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 27.03.1996 в„– 473) в Калужской области устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Калужской области - правительством Калужской области.
Структура исполнительных органов государственной власти Калужской области определяется губернатором Калужской области в соответствии с настоящим уставом.
Губернатор Калужской области является высшим должностным лицом Калужской области, руководителем правительства Калужской области (пункт 1 статьи 26); в пункте 9 названной статьи перечислены полномочия Губернатора.
В данном случае ООО "Финпром-3" заявлено требование к губернатору Калужской области о признании незаконными действий (бездействия) на заседании Правительства Калужской области 10.03.2015 и о возложении на Правительство обязанности принять законное и обоснованное решение в виде постановления по вопросу о согласовании проекта изменений в генеральный план сельского поселения "Деревня Захарово" на основе материалов, представленных на заседание правительства 10.03.2015 уполномоченным лицом - начальником Управления архитектуры и градостроительства Калужской области Стрекозиным О.Н.
Требования заявителя признать незаконным действия (бездействие) губернатора, как справедливо указал суд первой инстанции, мотивированы ссылками на то обстоятельство, что на заседании Правительства Калужской области 10.03.2015 не принято решение в виде постановления.
Таким образом, исходя из оснований заявленных требований, по сути, заявитель выражает несогласие с действиями (бездействием) именно Правительства.
Между тем в данном деле требования заявлены к Губернатору и заявителем не приведено нормативное обоснование в отношении бездействия Губернатора, а судом не установлено, какие действия (либо бездействие) именно должностного лица - губернатора - оспариваются заявителем, какие полномочия губернатора им не осуществлены.
Кроме того, действующим законодательством Губернатор не наделен исключительным правом единоличного принятия решений по вопросам, рассматриваемым на заседаниях Правительства.
Предъявление в суд требования к ненадлежащему лицу является самостоятельным основанием для отказа в его удовлетворении.
Кроме того, при вышеуказанных обстоятельствах Обществом не доказано каким образом непринятие Правительством 10.03.2015 постановления о согласовании проекта изменений в генеральный план сельского поселения "Деревня Захарово" нарушает его права и законные интересы.
При этом суды правомерно учитывали, что вопрос о согласовании границ поселения был разрешен на заседании Правительства, которое состоялось 12.05.2015.
Изложенные в жалобе доводы являлись предметом исследования судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела. Несогласие Общества с такой оценкой и иное толкование им положений действующего законодательства не являются основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судами не допущено, оснований для отмены или изменения принятых судебных актов не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 06.08.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2015 по делу в„– А23-3384/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА

Судьи
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------