По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.08.2016 N Ф10-2787/2016 по делу N А83-4694/2015
Требование: О признании незаконным представления уполномоченного органа.
Обстоятельства: В ходе проверки уполномоченный орган выявил нарушения учреждением положения о премировании работников, повышения учреждением расходов на приобретение продуктов питания, нарушение норм лечебного питания. Уполномоченный орган вынес предписание об устранении выявленных нарушений.
Решение: В удовлетворении части требования отказано, поскольку факт неправомерного премирования работников, которые проработали менее полугода, установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2016 г. в„– Ф10-2787/2016
Дело в„– А83-4694/2015
дело рассмотрено 11.08.2016
постановление изготовлено в полном объеме 18.08.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Степиной Л.В., Бессоновой Е.В.
при участии в заседании:
от заявителя - ГБУЗ "Симферопольский родильный дом в„– 2", г. Симферополь, ОГРН 1149102132739 не явились
от Службы финансового надзора Республики Крым, г. Симферополь не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.02.2016 (судья Кузнякова С.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 (судьи Карев А.Ю., Привалова А.В., Полынкина Н.А.) по делу в„– А83-4694/2015,
установил:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом в„– 2" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным представления Службы финансового надзора Республики Крым (далее - служба финнадзора) от 04.08.2015 в„– 12-44/4142 в части нарушения учреждением требований Положения о премировании, утвержденного приказом руководителя учреждения от 23.06.2014 в„– 172 (п. 6 представления); превышения учреждением расходов на приобретение продуктов питания - приобретение продуктов по цене большей, чем указано в спецификациях, на сумму 22306,77 руб. (п. 9 представления); нарушения учреждением Приложения к Приказу Минздрава РФ от 21.06.2013 в„– 395 "Об утверждении норм лечебного питания", пункта 2 протокола Совета по лечебному питанию от 12.01.2015 в„– 1 (п. 14 представления).
Решением суда от 15.02.2016 требования учреждения удовлетворены частично: пункты 6 и 9 оспариваемого представления признаны недействительными; пункт 14 представления признан недействительным в части нарушения учреждением Приложения к Приказу Минздрава РФ от 21.06.2013 в„– 395 и п. 2 протокола Совета по лечебному питанию от 12.01.2015 в„– 1 на сумму 141037,93 руб.; в остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе служба финнадзора просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении требований учреждения отказать, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на основании поручения Главы Республики Крым, председателя Совета министров Республики Крым от 18.12.2014 в„– 01-62/3586 сотрудниками службы финнадзора в период с 25.05.2015 по 22.06.2015 была проведена в учреждении внеплановая проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности за период с 01.04.2014 по 30.04.2015.
По результатам проверки составлен акт от 09.07.2015 в„– 12-22/5, в котором отражены нарушения на общую сумму 11 829 717,07 рублей.
Кроме того, службой финнадзора в адрес учреждения вынесено представление от 04.08.2015 в„– 12-44/4142, в пункте 6 которого отмечено, что в нарушение требований Положения о премировании, утвержденного приказом главного врача учреждения от 23.06.2014 в„– 172 (далее - Положение о премировании), учреждением неправомерно выплачена премия за 2014 год работникам, которые отработали менее 50% рабочего времени за премируемый период, в сумме 100824,34 руб., начисления на неправомерно выплаченную премию составили 36599,24 руб.; в пункте 9 указано, что в нарушение ст. 629 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2013 в„– 435-IV, пункта 1.1 договоров о закупке товаров, согласно которому товары оплачиваются по спецификации, в которой указаны ассортимент, количество и стоимость товара, установлены расхождения цены, указанной в спецификациях к договорам, с фактической ценой, по которой отпускались товары, в результате чего осуществлены неправомерные расходы на приобретение продуктов по цене большей, чем указано в спецификациях, на сумму 22306,77 руб.; в пункте 14 отмечено, что в нарушение Приложения к Приказу Минздрава РФ от 21.06.2013 в„– 395, пункта 2 протокола Совета по лечебному питанию от 12.01.2015 в„– 1 допущено завышение норм питания в январе - апреле 2015 г. в целом за месяц на сумму 70956,14 руб., в мае - декабре 2014 г. в целом за месяц на сумму 72172,29 руб.
Представлением учреждению предписано рассмотреть это представление и принять меры к устранению нарушений и недопущению их в дальнейшем.
Не согласившись с пунктами 6, 9, 14 представления, учреждение обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Удовлетворяя в основном требования учреждения (суд согласился лишь с пунктом 14 представления и только в части суммы завышения норм питания в размере 2090,5 руб.), суд свой вывод мотивировал тем, что премия была выплачена не по итогам 2014 года; в связи с изменениями цен на продукты были заключены дополнительные соглашения к договорам поставки, которыми устанавливались новые цены на продукты; по норме питания - при замене продукции, а именно: говядины на мясо птицы было допущено превышение мяса птицы на сумму 2090,5 руб.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не согласен с судебными актами в части признания недействительным пункта 6 оспариваемого представления, так как выводы судов о том, что премия была выплачена не по итогам 2014 года противоречат материалам дела.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды установили, что служба финнадзора полномочна выносить представления по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения.
Приказом главного врача учреждения от 23.06.2014 в„– 172 утверждено Положение о премировании работников учреждения в 2014 году.
Согласно Положению о премировании в 2014 году премирование осуществляется за высокие достижения в труде; своевременное и качественное выполнение работником должностных обязанностей; за добросовестный многолетний труд в учреждении; за выполнение заданий, не связанных с должностными обязанностями; по итогам работы за месяц, квартал, полугодие, год; в связи с юбилеем; за награждение благодарностями городского клинического родильного дома в„– 2, Управления охраны здоровья Симферопольского городского совета, Министерства здравоохранения Республики Крым; за награждение грамотами городского клинического родильного дома в„– 2, Управления охраны здоровья Симферопольского городского совета, Министерства здравоохранения Республики Крым; за присвоение почетного звания "Заслуженный медицинский работник" Республики Крым. Премии не выплачиваются за тот период, в котором было допущено (установлено) нарушение трудовой или исполнительской дисциплины, за время болезни, отпуска, учебы и т.д. (кроме премий по итогам работы за полугодие и год, при условии, что работником отработано не менее 50% рабочего времени за премируемый период) - т. 1, л.д. 71.
8 декабря 2014 г. главным врачом учреждения издан приказ в„– 19-П "О премировании". Согласно данному приказу сотрудники учреждения премированы по итогам работы 2014 года, за добросовестный многолетний труд в родильном доме в„– 2 согласно Постановлению Совета министров Республики Крым от 22.04.2014 в„– 76 "О поэтапном повышении заработной платы работников бюджетных учреждений, заведений и организаций в сфере образования, науки, физической культуры и спорта, здравоохранения, культуры, социальной политики", Положению о премировании, утвержденному приказом главного врача учреждения от 23.06.2014 в„– 17.
Так как в соответствии с Положением о премировании по итогам работы за полугодие и год могут быть премированы только те работники, которые отработали не менее 50% рабочего времени за премируемый период, служба финнадзора верно указала в акте и в пункте 6 представления на то, что были необоснованно премированы по итогам работы за 2014 год и те работники, которые проработали менее полугода (менее 50% годового рабочего времени).
Признавая пункт 6 представления недействительным, суд сначала указал, что выплата премий на основании приказа от 08.12.2014 в„– 19-П была осуществлена по итогам работы 2014 года, за добросовестный многолетний труд в родильном доме. В следующем абзаце суд указал, что выводы службы финнадзора о том, что работникам выплачивалась годовая премия за 2014 год опровергается вышеизложенным.
Однако, из приказа от 08.12.2014 в„– 19-П буквально следует, что премия выплачивается по итогам работы 2014 года, за добросовестный многолетний труд. В приказе не разделяется, кому выплачивается премия по итогам 2014 года, а кому за добросовестный многолетний труд. Поэтому дополнение в приказе слов "за добросовестный многолетний труд" не отменяет того, что премия выплачивается по итогам 2014 года. А значит, премировать по итогам работы за 2014 год можно было только тех работников, которые отработали в учреждении более 50% годового (за 2014 год) рабочего времени.
Согласно доводам учреждения 50% рабочего времени следовало исчислять не за весь год, а с даты, когда работник приступил к работе в учреждении и до конца 2014 года. В частности, Скубанова А.В. - начальник штаба гражданской обороны принята на работу 23.07.2014; ее рабочее время с 23.07.2014 составило 895 часов при фонде рабочего времени с 23.07.2014 и до конца 2014 года - 911 часов, то есть более 50%.
Однако, данный довод учреждения противоречит Положению о премировании, согласно которому премировать по итогам года можно только тех работников, которые проработали более 50% за премируемый период, то есть более 50% годового рабочего времени.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанций пришли к неверному выводу о недействительности пункта 6 представления. Поэтому решение от 15.02.2016 и постановление от 15.04.2016 подлежат отмене в части признания недействительным пункта 6 оспариваемого представления, в удовлетворении заявления учреждения в этой части следует отказать.
В части требований учреждения о признании недействительными пунктов 9 и 14 представления суд первой инстанции подробно исследовал представленные доказательства по каждой позиции, доводы сторон, дал им надлежащую правовую оценку, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, и суд пришел к правильному выводу о признании полностью недействительным пункта 9 и частично (в части нарушения норм питания на сумму 141037,93 руб.) пункта 14 представления.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 АПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка доказательств.
В этой части судебные акты следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.02.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 по делу в„– А83-4694/2015 отменить в части признания недействительным пункта 6 представления Службы финансового надзора Республики Крым от 04.08.2015 в„– 12-44-4142, в удовлетворении заявления государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Симферопольский клинический родильный дом в„– 2" в этой части отказать.
В остальной части решение от 15.02.2016 и постановление от 15.04.2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО
Судьи
Л.В.СТЕПИНА
Е.В.БЕССОНОВА
------------------------------------------------------------------