Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 30.08.2016 N Ф10-2822/2016 по делу N А23-4699/2015
Требование: О признании частично недействительными разделов заключения фонда социального страхования.
Обстоятельства: Фондом был установлен факт оплаты обществом медицинской помощи ряду медицинских организаций, не имеющих лицензии на право осуществления медицинской деятельности. Фонд указал на то, что сумма средств, использованных не по целевому назначению, должна быть возмещена.
Решение: Требование частично удовлетворено, поскольку доказательств того, что медицинская помощь оказана некачественно или лицами, не имеющими права на оказание медпомощи, фондом не представлено. Денежные средства израсходованы обществом с соблюдением условий тарифного соглашения и договора о финансовом обеспечении на выплаты медработникам.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калужской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2016 г. в„– Ф10-2822/2016

Дело в„– А23-4699/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Бессоновой Е.В., Смолко С.И.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "РОСНО-МС" (ОГРН 1027739051460, Озерковская набережная, д. 30, г. Москва, 115184): Миронова С.А. - представителя, действующего по доверенности от 01.01.2016 без номера;
от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калужской области (ОГРН 1024001340945, Чичерина ул., д. 7, г. Калуга, Калужская область, 248010): Алексеевой Н.В. - представителя, действующего по доверенности от 11.01.2016 в„– 2; Семиной А.В. - представителя, действующего по доверенности от 11.01.2016 в„– 1;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калужской области на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2016 (судьи Заикина Н.В., Еремичева Н.В., Мордасов Е.В.) по делу в„– А23-4699/2015,

установил:

открытое акционерное общество "РОСНО-МС" (далее по тексту - заявитель, Общество, ОАО "РОСНО-МС") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Калужской области (далее по тексту также - Фонд, орган медицинского страхования) о признании недействительным абзацев 40 - 43 раздела "Проверка осуществления оплаты медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам", пункта 3 раздела "Результаты проверки" и пунктов 1, 2 раздела "Предложения" акта комплексной проверки от 22.07.2015 в„– 07-7/25,а также раздела "По пункту 2" заключения от 07.08.2015 в„– 3-888 по протоколу разногласий от 29.07.2015.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 12.01.2016 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2016 решение суда первой инстанции отменено, производство по делу в части требования Общества о признании недействительными абзацев 40 - 43 раздела "Проверка осуществления оплаты медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам", пункта 3 раздела "Результаты проверки" и пунктов 1, 2 раздела "Предложения" акта комплексной проверки от 22.07.2015 в„– 07-7/25 прекращено. В остальной части заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 02.06.2016 в части удовлетворенных требований и принять в этой части новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований ОАО "РОСНО-МС".
В возражениях на кассационную жалобу Общество просит постановление суда второй инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено, что арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку возражений в части прекращения производства по делу о признании недействительными абзацев 40-43 раздела "Проверка осуществления оплаты медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам" и пункта 3 раздела "Результаты проверки" и пунктов 1, 2 раздела "Предложения" акта комплексной проверки от 22.07.2015 в„– 07-7/25 составленного Фондом в отношении Общества в кассационной жалобе и в судебном заседании заявитель кассационной жалобы не приводит, арбитражный суд кассационной инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 286 АПК РФ, оспариваемый судебный акт в указанной части не проверяет.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе и возражениях на нее, заслушав объяснения сторон, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в постановлении апелляционного суда, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что судебный акт в обжалуемой части отмене не подлежит в связи со следующим.
Судами установлено, Фондом на основании приказа руководителя от 09.07.2015 в„– 70 проведена проверка использования Обществом средств обязательного медицинского страхования в период с 01.01.2014 по 31.12.2014.
Результатам проверки оформлены актом от 22.07.2015 в„– 07-7/25, в котором отражен факт оплаты Обществом медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию ряду медицинских организаций, не имевших лицензию на право осуществления медицинской деятельности, что, по мнению Фонда, нарушает требования статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 11 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 в„– 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон в„– 99-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 в„– 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В акте также указано, что сумма средств, использованных не по целевому назначению в размере 31 461 686,92 руб., должна быть возмещена заявителем в бюджет Фонда. Кроме того, Общество обязано уплатить в бюджет фонда штраф в размере 10% от указанной суммы в соответствии с частями 11 и 12 Федерального закона в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 326-ФЗ).
Заявителем направлены возражения на указанный акт проверки, которые, исходя из правил, установленных в разделе V и VI Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 в„– 73, были рассмотрены Фондом, и по результатам рассмотрения вынесено заключение от 07.08.2015 в„– 3-888 о несогласии с возражениями заявителя, касающимися денежных средств, используемых не по целевому назначению. Обществу в течение 10 дней со дня получения заключения надлежало уплатить в бюджет Фонда штраф в сумме, указанной в акте проверки, и возвратить в бюджет Фонда средства, использованные не по целевому назначению, в сумме 31 461 686,92 руб.
Заявитель не согласился с актом проверки и заключением органа медицинского страхования в оспариваемой части и обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ, для удовлетворения заявления Общества.
Апелляционная коллегия судей, напротив, пришла к выводу о несоответствии заключения Фонда в оспариваемой заявителем части закону и нарушении указанным ненормативным правовым актом прав и законных интересов Общества.
При этом апелляционный суд правильно учитывал следующее.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 12 части 7 статьи 34 Федерального закона от 29.11.2010 в„– 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 в„– 73 утверждено Положение о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования (далее - Положение).
Согласно разделу 5 Положения по результатам проверки составляется акт проверки.
В силу пункта 21.3 Положения при выявлении фактов нарушения договорных обязательств, установленных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в том числе фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования страховой медицинской организацией, в заключительную часть акта проверки включается обобщенная информация о направлениях нарушений договорных обязательств и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования с требованием о возврате (возмещении) страховой медицинской организацией (филиалом страховой медицинской организации) средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению страховой медицинской организацией целевых средств в соответствии с частями 11, 12 статьи 38 Федерального закона в„– 326-ФЗ и (или) уплате штрафов, пеней за нарушение договорных обязательств.
В статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Статьей 9 Закона в„– 326-ФЗ установлено, что участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации, медицинские организации.
Право застрахованного лица на бесплатное оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию реализуется на основании заключенных в его пользу между участниками обязательного медицинского страхования договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования и договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (статья 37 Закона в„– 326-ФЗ).
Как следует из части 1 статьи 38 настоящего Закона, по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Согласно части 1 статьи 39 Закона в„– 326-ФЗ отношения между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, урегулированы договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Частью 2 статьи 39 названного Закона предусмотрено, что по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является принцип ответственности за нецелевое использование средств обязательного социального страхования (статья 4 Федерального закона от 16.07.1999 в„– 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон в„– 165-ФЗ).
В свою очередь, в пункте 1 статьи 19 Закона в„– 165-ФЗ предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год.
Порядок оплаты медицинской помощи, наименования медицинских учреждений, сведения о количестве прикрепленных застрахованных лиц, подушевом нормативе, а также объеме финансирования в месяц, квартал и год определены Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования в Калужской области от 31.12.2013 (далее - Тарифное соглашение).
Пунктом 5.1.1 Тарифного соглашения установлено, что оплата медицинской помощи медицинским организациям, оказывающим первичную доврачебную, первичную медико-санитарную помощь и имеющим прикрепленное застрахованное население на медицинском обслуживании, производится по утвержденному в установленном порядке тарифу на основе подушевого норматива финансирования на комплексную амбулаторно-поликлиническую услугу, включающую в себя, в том числе: финансовые средства на оплату посещений участковых врачей, врачей общей практики, врачей-специалистов, посещений среднего медицинского персонала, в том числе на ФАП и здравпунктах и т.д.; на финансирование мероприятий на проведение профилактических медицинских осмотров взрослого населения и несовершеннолетних согласно приказам Минздрава России от 06.12.2012 в„– 1011н и от 21.12.2012 в„– 1346н; финансовые средства на оплату амбулаторно-поликлинической помощи, оказанной прикрепленным гражданам в медицинских организациях, в которых эти лица не находятся на медицинском обслуживании.
Расходы на финансовое обеспечение заработной платы (с учетом начислений на оплату труда) медицинским работникам медицинских кабинетов и здравпунктов образовательных учреждений осуществляется по утвержденному в установленном порядке тарифу на основе подушевого норматива финансирования медицинских кабинетов здравпунктов образовательных учреждений (пункт 5.1.2 Тарифного соглашения).
Договором от 10.01.2012 в„– 8-08/12 о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования на 2014 год предусмотрено направление целевых средств на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи оказания застрахованным лицам, в рамках объемов медицинской помощи установленных решением комиссии по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования, созданной в Калужской области, по согласованным тарифам, с учетом результатов контроля объемов, сроков качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее - договор о финансовом обеспечении).
Согласно решению комиссии по разработке территориальных программ обязательного медицинского страхования Калужской области, изложенному в протоколе от 25.04.2014, на 2014 год на оплату медицинской помощи, оказываемой в медицинских кабинетах и здравпунктах образовательных учреждений несовершеннолетним, застрахованным в Обществе, выделено 49 936 784,57 руб.
Из материалов дела следует, что на основании договора о финансовом обеспечении Обществом заключены договоры с медицинскими организациями, включенными в реестр медицинских организаций осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на оказание услуг и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. В 2014 году ОАО "РОСНО-МС" из Фонда поступили целевые денежные средства в сумме 5 093 101 811,99 руб., в том числе 4 403 684 801 руб. - на финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования.
Исходя из того, что средства медицинского страхования в сумме 31 461 686,92 руб. выплачены Обществом медицинским учреждениям при отсутствии у них лицензии на осуществление медицинской деятельности по адресу ее осуществления - медицинских кабинетов школьно-дошкольных учреждений, Фонд пришел к выводу о нецелевом использовании заявителем указанных средств.
Согласно части 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, что также согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 14.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 в„– 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд установил, что спорные денежные средства направлены на финансовое обеспечение заработной платы и начислений по оплате труда врачам и медицинским работникам со средним медицинским образованием в медицинских кабинетах и здравпунктах образовательных учреждений.
При этом в проверяемый период все медицинские учреждения имели действующие лицензии по соответствующим профилям оказания медицинской помощи.
Доказательств того, что медицинская помощь оказана некачественно, с нарушением требований Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного Приказом Минздрава России от 05.11.2013 в„– 822н, либо лицами, не имеющими права на оказание соответствующих видов медицинской помощи, в материалы дела не содержат.
Суд второй инстанции обоснованно отметил, что требование о необходимости включения в лицензию фактических адресов осуществления медицинской деятельности имеет правовое значение только при решении вопроса о соблюдении учреждением требований лицензионного законодательства, установленных Положением "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 в„– 291. Само по себе нарушение лицензионных требований и условий без установления нарушения условий расходования бюджетных средств не является основанием для признания расходования бюджетных средств нецелевым.
Ссылка Фонда на требования, приведенные в пункте 5.8.16 Тарифного соглашения, которым установлено, что оплата медицинской помощи в период отсутствия (приостановления действия) лицензии не осуществляется, рассматривалась судами и была правомерно отклонена, поскольку, как указано выше, суды установили, что в спорный период все медицинские учреждения имели действующие лицензии по соответствующим профилям оказания медицинской помощи.
Таким образом, суд апелляционной инстанции, рассматривая данный спор, изучив представленные в материалы дела доказательства, установив, что денежные средства, полученные Обществом, были израсходованы им исключительно с соблюдением условий Тарифного соглашения и договора о финансовом обеспечении на соответствующие выплаты медицинским работникам, а оплата медицинским учреждениям производилась на основании предъявленных последними счетов (реестров счетов), которые соответствовали требованиям, предъявляемым к ним Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 в„– 158н, пришел к выводу об отсутствии нецелевого использования ОАО "РОСНО-МС" бюджетных средств.
Иных оснований для признания расходования указанных денежных средств нецелевыми в акте проверки и заключении Фондом не приведено.
Соответственно, в силу вышеизложенного, раздел "По пункту 2" заключения от 07.08.2015 в„– 3-888 по протоколу разногласий от 29.07.2015 правомерно признан судом апелляционной инстанции недействительным.
Данные выводы суда переоценке не подлежат, поскольку право установления обстоятельств по делу и оценке представленных сторонами доказательств принадлежит суду, рассматривающему спор по существу.
Суд апелляционной инстанции на законных основаниях удовлетворил в упомянутой выше части заявленные Обществом требования.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2016 по делу в„– А23-4699/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------