По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.09.2016 N Ф10-3074/2016 по делу N А62-6899/2015
Требование: О признании недействительными решений пенсионного органа об отказе в зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Обстоятельства: Пенсионный орган указал на отсутствие оснований для применения пониженного тарифа страховых взносов, поскольку деятельность организации отнесена к "деятельности в области профессионального спорта" и нет оснований для отнесения деятельности организации к категории "прочая деятельность в области спорта".
Решение: Требование удовлетворено, поскольку организация относится к субъектам массового спорта, факт наличия у нее права на применение льготного тарифа установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Смоленской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2016 г. в„– Ф10-3074/2016
Дело в„– А62-6899/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 6 сентября 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 8 сентября 2016 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Николаевой Н.Н.
судей Бессоновой Е.В., Степиной Л.В.
при участии:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска (ОГРН 1036758304692, ИНН 6730042967, ул. Ленина, д. 16, г. Смоленск, 214000) - Луниной В.В. доверенность от 15.09.2015, Перехожевой О.В. доверенность от 15.09.2015 (до перерыва), после перерыва не явились;
от автономной некоммерческой организации "Спортивно-футбольный клуб "Центр развития футбола Смоленской области" (ОГРН 1046758306649, ул. Октябрьской революции, д. 14А, г. Смоленск, 214000) - Тимощенковой Т.В. доверенность от 08.07.2016, Осина И.В. доверенность от 08.07.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.01.2016 (судья Еремеева В.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016 (судьи Мордасов Е.В., Еремичева Н.В., Заикина Н.В) по делу в„– А62-6899/2015,
установил:
Автономная некоммерческая организация "Футбольный клуб "Днепр" (далее - организация) обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Смоленска (далее - Управление) от 23.07.2015 в„– 31 об отказе в зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, от 17.09.2015 в„– 076029 15 ВД 0002887 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках.
Решением суда от 21.01.2016 требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016 решение изменено, из мотивировочной части исключены абзац, расположенный на странице 11 - 12 следующего содержания: "Суд соглашается с доводом ответчика о том, что законодателем в качестве основного признака отличия массового вида спорта от 12 профессионального является возмездность труда спортсменов за участие спортивных соревнованиях и подготовку к ним в виде выплаты вознаграждения от организаторов таких соревнований и (или) заработной платы". Также исключены из мотивировочной части решения из абзаца 3 на странице 12 следующие слова: "... осуществляющий в соответствии с учредительными документами деятельность в области профессионального спорта не...".
Управление, не согласившись с выводами суда, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, в связи с неправильным применением норм материального права.
По мнению Управления, организация является профессиональным футбольным клубом, осуществляет деятельность в области профессионального спорта и право на применение пониженного тарифа согласно п. 11 ч. 1 ст. 58 Федерального закона в„– 212-ФЗ не имеет.
В отзыве на кассационную жалобу организация возражает против доводов жалобы, просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
До объявления перерыва удовлетворено ходатайство заявителя об изменении наименования в связи с внесением изменений в учредительные документы, на автономную некоммерческую организацию "Спортивно-футбольный клуб "Центр развития футбола Смоленской области" (определение от 01.09.2016).
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов по следующим основаниям.
Как установили суды, основным видом экономической деятельности организации является прочая деятельность в области спорта, что соответствует коду 92.62 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 в„– 454-ст.
Полагая себя организацией, имеющей право применять льготный тариф по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, установленный п. 11 ч. 1 ст. 58 Федерального закона в„– 212-ФЗ, организация 28.05.2015 направила в Управление заявление о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов на обязательное медицинское страхование в сумме 1 119 039,42 руб. в счет платежей на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд Российской Федерации.
23.07.2015 Управлением вынесено решение в„– 31 об отказе в зачете суммы 1 119 039,42 руб. излишне уплаченных страховых взносов, в связи с отсутствием, по мнению Управления, оснований применения пониженного тарифа.
26.08.2015 в связи с отказом в зачете Управлением направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный Фонд Российской Федерации в сумме 871 006,37 руб., пени на указанную недоимку в сумме 17 729,02 руб., итого 888 735,39 руб., неисполнение которого послужило основанием вынесения решения от 17.09.2015 в„– 076029 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящих на счетах плательщика в банках, в указанной сумме.
Несогласие организации с указанными решениями Управления послужило основанием для обращения в суд.
Суд первой и апелляционной инстанции удовлетворил заявление организации, правомерно руководствуясь следующим.
Частью 1 статьи 58 Закона в„– 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011 - 2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 названного закона (лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
В соответствии с подпунктом "ф" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона в„– 212-ФЗ, указанная система, в частности, применяется для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основным видом экономической деятельности (классифицируемым в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которого является прочая деятельность в области спорта.
Для плательщиков страховых взносов, указанных, в том числе, в пункте 8 части 1 статьи 58, в течение 2012 - 2018 годов применяется пониженный тариф страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в размере 0% (часть 3.4 статьи 58 Закона в„– 212-ФЗ).
Согласно части 1.4 статьи 58 Закона в„– 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный пунктом 8 части 1 указанной статьи, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
В силу подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ, т.е. доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
В том числе, в силу пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся средства, предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций (подпункт 3 пункта 2 статьи 251 НК РФ).
Суды правильно применили указанную норму права к установленным по делу обстоятельствам, исключив суммы целевого финансирования 43 220 000 руб. (2013) и 42 591 000 руб. (2014) из объекта налогообложения.
После исключения этих сумм из остальных доходов организации формируется налоговая база. У организации (что не отрицает Управление) все указанные доходы были получены от основной деятельности, что соответствует установленному критерию применения льготного тарифа (не менее 70% в общем объеме доходов, исчисленных в соответствии со статьей 346.15 НК РФ).
Критикуя названную позицию, Управление настаивает на ином порядке определения общего объема доходов, полагая, что в него следует включать целевое финансирование, и определять долю для применения льготного тарифа в определенном таким образом общем объеме доходов.
Между тем, эта позиция не учитывает положений названных выше норм, в частности, положений статьи 346.15 НК РФ, в силу которой целевые поступления исключаются в принципе из объекта налогообложения, в связи с чем указанный довод кассационной жалобы Управления не может быть принят во внимание.
В качестве довода жалобы Управление настаивает также на том, что отсутствует еще один из критериев, позволяющих организации применить пониженный тариф страховых взносов - деятельность организации не может быть расценена, как прочая деятельность в области спорта.
В обоснование названной позиции Управление ссылалось на первичные документы, полагая, что они свидетельствуют об осуществлении организацией деятельности в области профессионального спорта.
Между тем, судом апелляционной инстанции, который изменил в этой части мотивировочную часть решения суда первой инстанции, дана оценка первичным документам и установлено, что деятельность организации к профессиональному спорту в любом случае отнесена быть не может.
Судом принято во внимание следующее.
Между организацией и Главным управлением спорта Смоленской области заключено соглашение об оказании финансовой помощи за счет средств областного бюджета АНО ФК "Днепр", которое регулирует порядок предоставления и расходования выделенной финансовой помощи на содержание футбольного клуба, команды которого участвуют в первенстве России по футболу; учредителем которой является Администрация Смоленской области, согласно постановлению Администрации Смоленской области от 21.09.2012 в„– 688 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Смоленской области" на 2013 - 2015 годы". АНО ФК "Днепр" согласно Регламенту соревнований, в целях развития физической культуры и спорта в Смоленской области, принимает участие в первенстве России по футболу среди команд футбольных клубов "ПФЛ" и не является организатором данных соревнований, не является профессиональной спортивной организацией, а имеет все признаки массового спорта. В соответствии с Уставом АНО ФК "Днепр" создана в целях осуществления деятельности в области физической культуры и спорта, цели и предмет деятельности которой согласно Уставу соответствуют всем признакам массового спорта: для достижения цели, указанной в п. 2.1 Устава АНО ФК "Днепр" осуществляет следующие виды деятельности: участие в соревнованиях, проводимых в рамках Российского футбольного союза, Федераций футбола Смоленской области и города Смоленска, проведение различных мероприятий по футболу в целях пропаганды спорта и здорового образа жизни, осуществление тренировочного процесса, содействие развитию детско-юношеского футбола в Смоленской области
Вывод апелляционного суда основан на правильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 04.12.2007 в„– 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 329-ФЗ) профессиональный спорт представляет собой часть спорта, направленную на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату.
Массовым спортом является часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях.
Таким образом, если использовать названные понятия для определения направленности деятельности организация, то для организаций профессионального спорта деятельностью является организации и проведение соревнований. Для массового спорта определяющим является участие в таких соревнованиях, как индивидуальное, так и коллективное, в том числе командное. При этом если команда, принимающая участие в массовых мероприятиях, организована и финансируется за счет средств некоммерческой организации (вне зависимости от источника этих средств), такая некоммерческая организация вследствие этого не приобретает статус профессионального организатора соревнований.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, в данном случае документальное подтверждение осуществления организацией деятельности, направленной на организацию и проведение спортивных соревнований, не предоставлено, в связи с чем суд пришел к правильному выводу об отнесении организации к субъектам массового спорта.
Более того, законодателем для определения права организации на применение пониженного тарифа не употребляется понятие "массовый спорт", а применен иной термин "прочая деятельность в области спорта", которому определение не дано.
Управление, противопоставляя два понятия "профессиональный спорт" и "прочая деятельность в области спорта" (понимая под таковой массовый спорт), полагает эти понятия одноуровневыми и сравнимыми, что неверно.
В Общероссийском классификаторе видов деятельности, утвержденном постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 в„– 454-ст (далее - ОКВЭД), в разделе "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг по коду 92.6 фигурирует "Деятельность в области спорта", в подкодах - 92.61 "Деятельность спортивных объектов", 92.62 "Прочая деятельность в области спорта", таким образом, классификатор не выделяет такие виды деятельности, как массовый, и профессиональный спорт, а следовательно, при определении права на льготу, предусмотренную нормой подпункта "ф" пункта 8 части 1 статьи 58 Закона в„– 212-ФЗ, отсылающей к классификатору - такому виду деятельности, как "прочая деятельность в области спора", Управление не вправе руководствоваться иным критерием, иное означает подмену понятий.
Поэтому к толкованию нормы закона в этой части возможно применить следующие принципы.
Целевое толкование нормы пункта 8 части 1 статьи 58 Закона в„– 212-ФЗ позволяет прийти к выводу, что установление пониженного тарифа на период 2012 - 2027 годы предназначается для поддержки социально ориентированных организаций, чьи доходы получены в подавляющей части (установлен критерий 70%) именно от осуществления названной деятельности. Тот факт, что эта деятельность приносит доход, и соответственно, этот доход используется некоммерческой организацией на свои цели, в частности на содержание наемного персонала, соответственно, таким образом, является не препятствием, а прямым условием применения льготы, и только этот фактор принимается во внимание.
Тот факт, что кроме таких источников некоммерческие организации имеют иные источники осуществления деятельности, будь то взносы или пожертвования, в том числе получаемые из бюджета целевые поступления, соответственно, не влияет на реализацию указанного права на льготу. Суд кассационной инстанции полагает, что исходя из названных целей целевые поступления, в том числе бюджетные, законодателем выведены из объекта налогообложения (объекта обложения страховыми взносами), как не влияющие на условия получения льготы.
Иное толкование не позволит некоммерческим организациям, получение дохода для которых в принципе не может являться основной деятельностью (части 1 и 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 в„– 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"), которые, соответственно, имеют возможность осуществлять социально значимую деятельность в основном за счет поступлений (от учредителей, бюджета и сторонних организаций (благотворительные и т.п. взносы и пожертвования), воспользоваться льготами, поскольку целевые поступления, рассматриваемые как доходы, как правило, будут при таком подходе превалировать в сумме доходов.
Примененный Управлением подход не учитывает направленность подобной льготы - социальная поддержка (в виде снижения налогового бремени (в том числе уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование) тех организаций, чья деятельность отвечает целям, для которых они созданы - удовлетворение общественных потребностей в образовательных целях, целях развития культуры и массового спорта.
Таким образом, доводы жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.01.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2016 по делу в„– А62-6899/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Н.Н.НИКОЛАЕВА
Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Л.В.СТЕПИНА
------------------------------------------------------------------