Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 02.08.2016 N Ф10-2371/2016 по делу N А83-1794/2015
Требование: О признании незаключенным договора безвозмездного пользования государственным имуществом субъекта РФ, обязании возвратить неосновательно приобретенное по договору имущество, признании незаключенным соглашения о расторжении спорного договора.
Обстоятельства: Общество ссылается на то, что при заключении договора не были согласованы существенные условия относительно предмета договора.
Решение: В удовлетворении требования отказано, права общества путем признания сделок незаключенными не могут быть восстановлены, поскольку спорное имущество уже закреплено на праве оперативного управления за казенным учреждением.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 августа 2016 г. в„– Ф10-2371/2016

Дело в„– А83-1794/2015

Резолютивная часть постановления оглашена 02.08.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 02.08.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Солодовой Л.В.
Судей Гладышевой Е.В., Леоновой Л.В.
при ведении протокола с/заседания помощником судьи Саранчиной И.В.
от истца:
ООО "ФОРМАТ-ИТ" Цапулиной Н.С. - представитель (дов. в„– 2 от 09.10.2015) Беличенко М.В. - представитель (дов. в„– 2 от 05.12.2015 г)
от ответчиков:
Министерство имущественных и земельных Республики Крым Кравец А.В. - представитель (дов. в„– 240-Д от 10.03.2016)
Министерство обороны РФ Широкова Я.В. - представитель (дов. в„– 212/1/134 от 26.01.2015)
от третьих лиц:
ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России Борейко Л.П. - представитель (дов. в„– 215 от 12.07.2016 г)
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не явился, извещен надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Формат-ИТ" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.01.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 по делу в„– А83-1794/2015

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ФОРМАТ-ИТ" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым и Министерству обороны Российской Федерации о признании договора безвозмездного пользования государственным имуществом Республики Крым от 05.11.2014 года в„– 56 незаключенным и обязать Министерство Обороны Российской Федерации возвратить Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым неосновательно приобретенное по данному договору недвижимое имущество, а также признать незаключенным соглашение от 20.05.2015 о расторжении договора безвозмездного пользования государственным имуществом Республики Крым от 05.11.2014 года в„– 56 (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Определением суда от 10.12.2015 производство по делу в части понуждения Министерства обороны РФ возвратить Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым неосновательно приобретенное недвижимое имущество, указанное в договоре от 05.11.2014 в„– 56 прекращено, в связи с отказом от иска.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 15.01.2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не соглашаясь с выводом судов обеих инстанций, ООО "Формат-ИТ" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить и заявленные требования удовлетворить.
Проверив в порядке ст. ст. 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, на основании распоряжения Совета министров Республики Крым в„– 603-р от 27.06.2014 Центральный военный санаторий "Ялтинский", расположенный по адресу: г. Ялта, ул. Свердлова, 32 передан в безвозмездное пользование Министерству обороны Российской Федерации.
Во исполнение указанного распоряжения, 05.11.2014 между Министерством имущества и земельных отношений Республики Крым (ссудодатель) и Министерством обороны Российской Федерации (ссудополучатель) был заключен договор в„– 56, по условиям которого ссудополучателю в безвозмездное пользование было передано государственное имущество Республики Крым, а именно:
- Центр медицинской реабилитации санаторного лечения "Алупкинский", г. Алупка, ул. Амет-Хана Султана, 31;
- Центр медицинской реабилитации и санаторного лечения "Крым", г. Алушта, пгт. Патенит, ул. Санаторная, 1;
- Центральный военный санаторий "Ялтинский", г. Ялта, ул. Свердлова 32;
- Евпаторийский центральный детский клинический санаторий, г. Евпатория, ул. Дунаевская, 21;
- Центр медицинской реабилитации санаторного лечения "Феодосийский", г. Феодосия, ул. Генерала Горбачева, 5;
- Центр медицинской реабилитации, санаторного лечения и специальной подготовки "Судак", г. Судак, ул. Набережная, 59;
- Сакский центральный военный клинический санаторий им. И.И.Пирогова, г. Саки, ул. Курортная, 2.
В дальнейшем, Распоряжением Совета министров Республики Крым от в„– 336-р/6дсп от 14.04.2015 "О передаче имущества из государственной собственности Республики Крым в федеральную собственность" определен Перечень военных городков, в границах которых недвижимое имущество, в том числе земельные участки в границах военных городков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны государственной безопасности государства передаются в федеральную собственность и закрепляются на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России (далее - ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России).
Согласно указанному распоряжению военный городок в„– 94 (г. Ялта, ул. Свердлова, 32), в том числе земельный участок площадью 18,024 га передан в федеральную собственность и закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России.
20.05.2015 между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и Министерством обороны Российской Федерации подписано соглашение о расторжении договора безвозмездного пользования государственным имуществом Республики Крым в„– 56 от 05.11.2014.
Ссылаясь на то, что указанный договор является незаключенным, поскольку сторонами при его заключении не согласованы существенные условия относительно предмета договора, т.к. из текста договора и акта приема-передачи не усматривается, что передаваемое имущество обладает индивидуально-определенными признаками, позволяющими отличить его от аналогичного имущества, истец обратился в суд с настоящим иском.
Кассационная коллегия полагает, что суды двух инстанций, оценив обстоятельства дела, пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Из ряда нормативных актов, принятых Государственным Советом Республики Крым, в том числе постановления в„– 1824-6/14 от 26.03.2014 "Об организации работы санаторно-курортных, оздоровительных учреждений, находящихся в собственности Республики Крым" следует, что Государственное предприятие Министерства обороны Украины "Центральный военный санаторий "Ялтинский" вошел в Перечень целостных имущественных комплексов и структурных подразделений санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, находящихся в собственности Республики Крым.
Согласно положениям ст. 23 Федерального конституционного Закона в„– 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и п. 1 постановления Государственного Совета Республики Крым "О вопросах управления собственностью Республики Крым" в„– 2085-6/14 от 30.04.2014, до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозяйное имущество, находящееся на территории Республики Крым, а также имущество, указанное в Приложении к настоящему Постановлению, учитывается как собственность Республики Крым, которой в соответствии с п. 8 ст. 83 Конституции Республики Крым управляет и распоряжается Совет Министров Республики Крым, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, а также собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, а также распоряжаться им иным образом.
В целях обеспечения эффективного управления имуществом Республики Крым, распоряжением Совета Министров Республики Крым в„– 603-р от 27.96.2014 был передан в безвозмездное пользование Министерству обороны Российской Федерации Центральный военный санаторий "Ялтинский" (г. Ялта, ул. Свердлова, 32).
Во исполнение указанного распоряжения 05.11.2014 был заключен договор в„– 56, по которому вышеуказанное имущество передано в безвозмездное пользование Министерству обороны Российской Федерации.
В обоснование требований о признании указанного договора незаключенным, истец указывает на то, что переданное в безвозмездное пользование имущество не обладает индивидуально-определенными признаками, позволяющими отличить его от аналогичного имущества, т.е. сторонами не согласованы существенные условия относительно предмета договора.
Оценив заключенный между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым и Министерством обороны Российской Федерации договор от 05.11.2014 в„– 56 и соглашение от 20.05.2015 о его расторжении, с учетом требований ст. ст. 689 и 432 ГК РФ суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований признания оспариваемых истцом сделок незаключенными.
Как следует из условий договора в„– 56 от 05.11.2014, в безвозмездное пользование передано конкретное имущество, которое имеет адрес его местонахождения. При этом между сторонами отсутствовали какие-либо разногласия при подписании указанного договора, что свидетельствует о том, что между сторонами было достигнуто соглашение по всем его существенным условиям.
Пообъектный перечень имущества Центрального военного санатория "Ялтинский" был уточнен Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 27.02.2015 в„– 504-1/15 "О внесении изменения в постановление Государственного Совета Республики Крым от 30.04.2014 в„– 2085-6/14 "О вопросах управления собственностью Республики Крым".
Правомерность заключения спорного договора подтверждается и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Крым от 31.07.2015, которым ООО "Формат-ИТ" отказано в иске о признании недействительным Распоряжения Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 в„– 603-р в части передачи в безвозмездное пользование Министерству обороны Российской Федерации Центрального военного санатория "Ялтинский" (г. Ялта, ул. Свердлова, 32).
Впоследствии, в связи с Распоряжением Совета министров Республики Крым от в„– 336-р/6дсп от 14.04.2015 о передаче спорного имущества в федеральную собственность и закреплением его на праве оперативного управления за Федеральным государственным казенным учреждением "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны России, договор в„– 56 от 05.11.2014 г. соглашением от 20.05.2015, был расторгнут, т.е все права и обязанности, вытекающие из договора безвозмездного пользования прекращены.
При таких обстоятельствах, права истца путем признания вышеуказанных сделок незаключенными не могут быть восстановлены, поскольку спорное имущество уже закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Крымское ТУИО" Минобороны России, на основании иного нормативного акта Совета Министров Республики Крым, который истцом не обжалуется.
На основании вышеизложенного следует признать, что истцом избран ненадлежащий способ защиты своих нарушенных прав.
Иные выводы судебных инстанций, сделанные в рамках настоящего дела, кассационная коллегия считает преждевременными. Установление указанных судом обстоятельств может иметь значение при разрешении иных самостоятельных требований.
Руководствуясь ст. ст. 287 ч. 1 п. 1 и 289 АПК РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 15.01.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2016 по делу в„– А83-1794/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СОЛОДОВА

Судьи
Е.В.ГЛАДЫШЕВА
Л.В.ЛЕОНОВА


------------------------------------------------------------------