По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.10.2016 N Ф10-3040/2016 по делу N А84-1295/2015
Обстоятельства: Определением производство по делу о признании недействительным договора купли-продажи государственного имущества прекращено ввиду невозможности рассмотрения иска, поскольку ответчик не является субъектом властных полномочий РФ, следовательно, спор вытекает не из публичных отношений, а из гражданско-правовых.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Суд первой инстанции Арбитражный суд г. Севастополя
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2016 г. в„– Ф10-3040/2016
Дело в„– А84-1295/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 30.09.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.10.2016.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего М.М.Нарусова
судей Е.В.Гладышевой, Л.В.Леоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи: Малиновской А.Н.
при участии в заседании:
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Сарахмана С.А., представителя по доверенности в„– 5 от 12.01.2016; Бакуты В.В., представителя по доверенности в„– 461 от 28.09.2016; Борзова С.А., представителя по доверенности в„– 460 от 12.01.2016;
от Севастопольской региональной общественной организации "Футбольный клуб "Чайка" Луценко В.Г., представителя по доверенности в„– 1/15ю от 02.09.2015;
от Общества с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" Тамаева Р.В., представителя по доверенности в„– 1/16Ю от 01.03.2016; Аксенова Ю.А., представителя по доверенности в„– 2/16Ю от 03.08.2015
Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе представитель не явился, извещен надлежаще;
от третьего лица:
Государство Украина в лице Фонда государственного имущества Украины представитель не явился, извещен надлежаще;
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференцсвязи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Севастопольской региональной общественной организации "Футбольный клуб "Чайка", г. Севастополь, на определение Арбитражного суда города Севастополя от 26.01.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 по делу в„– А84-1295/2015,
установил:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Арбитражный суд города Севастополя года с иском к Общественному объединению "ФК "Чайка", Обществу с ограниченной ответственностью "ПФК "Севастополь" о признании недействительным договора купли-продажи государственного имущества в„– 202/40 от 10 декабря 2007 года, заключенного между Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе и Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка"; о признании недействительным договора купли-продажи имущества от 27 декабря 2007 года, заключенного между Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка" и Обществом с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь", согласованный Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым; о признании за городом Севастополь право собственности на имущественный комплекс стадиона "Чайка", состоящий из поименованных в судебных актах объектов; об истребовании имущественного комплекса стадиона "Чайка": прожекторные мачты металлические - 4 шт.; подтрибунные помещения северной трибуны лит. А общей площадью 382,30 кв. м; подтрибунные помещения северной трибуны лит З общей площадью 44,30 кв. м; лит. М общей пл. 68,40 кв. м; лит. Н общ. пл. 157,60 кв. м; лит Э общ пл. 155,50 кв. м; лит. Ю общ. пл. 369,70 кв. м - 4 шт.; трансформаторная подстанция с ограждением лит. Ю1-1 шт.; каменные гаражи лит. Я, лит. Я1 общ. пл. 129,50 кв. м; шесть билетных касс лит К1 общ. пл. 6,00 кв. м; лит. К2 общ. пл. 6,10 кв. м; лит. КЗ общ пл. 5,90 кв. м; лит Л общ пл. 6,20 кв. м; лит. В общ. пл. 6,20 кв. м; лит Б общ. пл. 6,10 кв. м; помещение радиорубки лит Ж общ. пл. 12,0 кв. м - 1 шт.; ограждения; прочие помещения; главный распределительный щит - 4 шт.; распределительный щит - 10 шт.; сеть электроснабжения (500 м) - 1 шт.; сеть водоснабжения (250 м) - 1 шт.; сеть ливневых и сточных вод (150 м) - 1 шт.; сеть канализационная (180 м) - 1 шт.; колодец сети водоснабжения - 3 шт.; колодец сети ливневых и сточных вод - 9 шт.; колодец сети канализации - 13 шт., 36 торгово-складских павильонов, 1824 секций, площадью 486,5 кв. м, из незаконного владения Общества с ограниченной ответственностью "Профессиональный футбольный клуб "Севастополь" и передаче его в собственность города Севастополя.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополя, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - государство Украина в лице Фонда государственного имущества Украины.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 12.08.2015 произведена замена ответчика Общественного объединения "Футбольный клуб "Чайка" на правопреемника Севастопольскую региональную общественную организацию "Футбольный клуб "Чайка" (далее - СРОО "Футбольный клуб "Чайка").
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 13.10.2015 принято встречное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "ПФК "Севастополь" к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Государству Украина в лице Фонда государственного имущества Украины о признании за ООО "ПФК "Севастополь" право собственности на имущественный комплекс стадиона "Чайка", в составе: прожекторные мачты металлические - 4 шт.; подтрибунные помещения северной трибуны лит. А общей площадью 382,30 кв. м; подтрибунные помещения северной трибуны лит. З общей площадью 44,30 кв. м, лит. М общей площадью 68,40 кв. м, лит. Н общей площадью 157,60 кв. м, лит. Э общей площадью 155,50 кв. м, лит. Ю общей площадью 369,70 кв. м; трансформаторная подстанция с ограждением лит. Ю1-1 шт.; каменные гаражи лит. Я, Я1 общей площадью 129,50 кв. м; шесть билетных касс лит. К1 общей площадью 6,00 кв. м, лит. К2 общей площадью 6, 10 кв. м, лит. К3 общей площадью 5,90 кв. м, лит. Л общей площадью 6,20 кв. м, лит. В общей площадью 6,20 кв. м, лит. Б общей площадью 6,10 кв. м; помещения радиорубки, лит. Ж общей площадью 12,0 кв. м - 1 шт.; ограждения; иные сооружения; главный распределительный щит - 4 шт.; распределительный щит - 10 шт.; сеть электроснабжения (500 м) - 1 шт.; сеть водоснабжения (205 м) - 1 шт.; сеть сливных и сточных вод (150 м) - 1 шт.; сеть канализационная (180 м) - 1 шт.; колодец сети водоснабжения - 3 шт.; колодец сети сливных и сточных вод - 9 шт.; колодец сети канализации - 13 шт.
Определением Арбитражного суда города Севастополя от 26.01.2016 (судья Ражков Р.А.) производство по делу по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в части требований о признании недействительным договора купли-продажи государственного имущества в„– 202/40 от 10 декабря 2007 года, заключенного между Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополя и Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка", засвидетельствованного 10 декабря 2007 года частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа Рыжковой Н.В., зарегистрированного в реестре за в„– 2574 - прекращено.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 (судьи Остапова Е.А., Баукина Е.А., Илюхина А.П.) определение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов, нарушение норм материального и процессуального права, Севастопольская региональная общественная организация "Футбольный клуб "Чайка" обратилась в суд округа с жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные определение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Прекращая производство по делу в части требований о признании недействительным договора купли-продажи государственного имущества в„– 202/40 от 10 декабря 2007 года, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались следующим.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя оспаривается договор купли-продажи государственного имущества в„– 202/40 от 10 декабря 2007 года, заключенный между Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе и Общественным объединением "Футбольный клуб "Чайка".
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что организация, являющаяся стороной в деле, ликвидирована.
Следовательно, возможность рассмотрения иска по существу связана с фактическим (юридическим) существованием стороны в деле.
Согласно Постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июня 2007 года в„– 6576/06, от 11 октября 2005 года в„– 7278/05 поскольку спор о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности не может быть рассмотрен без участия одного из контрагентов, производство по делу на основании пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению.
Таким образом, суды обоснованно исходили из того, что процессуальная возможность (невозможность) рассмотрения иска Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по указанному выше требованию обусловлена гражданско-правовым статусом Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе.
Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года в„– 6-ФКЗ не предусмотрено, что правоотношения по созданию, преобразованию, ликвидации юридических лиц, публичные правоотношения по осуществлению полномочий органами власти в городе Севастополе регулируются до 1 января 2015 года ранее действовавшими нормативными актами, в том числе законодательными актами Украины (что предусмотрено в отношении бюджетных отношений и отношений по налогам и сборам соответственно статьями 13 и 15 Федерального конституционного закона).
Согласно сведений Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований, полученных с сайта Министерства юстиции Украины на основании бесплатного запроса, Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, регистрационный код, 20677058, прекращено 22.12.2015.
Вопросы статуса и порядка деятельности юридических лиц (в сферах публично-правовых и гражданских отношений) в период до 01.01.2015 в городе Севастополе регулировались специальными нормами законодательства, в том числе Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" и Федеральным законом от 5 мая 2014 года в„– 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".
Федеральным законом от 5 мая 2014 года в„– 124-ФЗ в статью 1202 ГК РФ были внесены изменения, которыми определяются, в частности, статус и порядок деятельности юридических лиц на территории города Севастополя, которые ранее были созданы и зарегистрированы на основании действовавшего на момент их создания законодательства Украины.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в новой редакции обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (за исключением юридических лиц, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование), могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 января 2015 года.
Указанные в пункте 1 настоящей статьи юридические лица, которые обратились с заявлением, приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом (статья 1202) становится право Российской Федерации (часть 5 статьи 19 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Частью 5 статьи 19 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что внесение в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с настоящей статьей сведений о юридических лицах, учредительные документы которых приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, не является реорганизацией указанных юридических лиц, не влечет их прекращение (ликвидацию) и не требует применения правил, предусмотренных статьей 60 ГК РФ.
Статьей 2 Федерального закона от 5 мая 2014 года в„– 124-ФЗ соответственно предусмотрено исключение из положений статьи 1202 ГК РФ в отношении юридических лиц на территории города Севастополя, которые ранее были созданы и зарегистрированы на основании действовавшего на момент их создания законодательства Украины.
В соответствии с указанными нормами законодательства, законодательство иностранных государств, в том числе Украины - не является и не применяется в качестве личного закона для юридических лиц, имевших местонахождение (место нахождения постоянно действующего исполнительного органа) в городе Севастополе на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов. Такие лица на основании статьи 19 Федерального закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" могут или осуществить до 01.01.2015 государственную регистрацию в качестве юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, или осуществлять деятельность на территории Российской Федерации в качестве филиала (представительства) иностранного юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации с момента приобретения такого статуса.
При этом указанными законодательными актами не предусмотрено, что внесение в единый государственный реестр юридических лиц в соответствии с настоящей статьей сведений о юридических лицах, учредительные документы которых приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации, не является реорганизацией указанных юридических лиц, влечет их прекращение (ликвидацию), и требует прекращения регистрации таких лиц в Едином государственном реестре предприятий и учреждений Украины (исключения из данного реестра).
По смыслу правил пунктов 1, 9 статьи 19 Федерального закона от 30.11.1994 в„– 52-ФЗ "О введении в действие части 1 ГК РФ" если юридические лица, которые имели место нахождения своего постоянно действующего исполнительного органа на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились заявлением о внесении сведений о них в ЕГРЮЛ до 01.03.2015, то после этой даты они приобретают ограниченную правосубъектность, то есть лишаются права осуществлять деятельность на территории Российской Федерации (за исключением деятельности, направленной на исполнение своих обязательств) и подлежат ликвидации.
Таким образом, юридические лица, имущество которых находится в собственности публично-правового образования, или юридические лица, участником которых является публично-правовое образование, созданные по законодательству Украины, по существу приобретают ограниченную правосубъектность согласно законодательству Российской Федерации и признаются до своей ликвидации участниками гражданских правоотношений; их ликвидация осуществляется по правилам российского законодательства.
Из чего следует, что соответствующие юридические лица, в том числе в отношении которых принято решение о ликвидации, признаются до своей ликвидации участниками гражданских правоотношений с ограничениями, установленными пунктом 9 статьи 19 Закона.
Согласно пунктам 3, 5 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 в„– 7156 "О статусе города-героя Севастополя" деятельность государственных органов Украины на территории города Севастополя прекращается, их полномочия, имущество и денежные средства переходят к органам, определенным Севастопольским городским Советом.
Все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории города Севастополя, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными городом Севастополем.
Распоряжением Губернатора города Севастополя от 30 октября 2014 года в„– 718 "О ликвидации Фонда государственного имущества города Севастополя и о проведении ликвидационных мероприятий" ликвидирован Фонд государственного имущества города Севастополя.
Соответствующей записи в ЕГРЮЛ не внесено. Вместе с тем действующим законодательством, в том числе законодательством Города федерального значения Севастополя, не предусмотрено необходимости внесения в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридических лиц, имущество которых находилось в собственности публично-правового образования, или юридических лиц, участником которых является публично-правовое образование, созданных до 18.03.2014 в Украине.
С учетом указанного Распоряжения Губернатора города Севастополя, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополе, являющееся стороной по оспариваемой сделке от 10 декабря 2007 года - прекращено в связи с ликвидацией.
Как верно указали суды, ответчик - Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополя не является субъектом властных полномочий Российской Федерации и, соответственно, на территории Российской Федерации отсутствуют спорные публичные правоотношения между Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополя как субъектом властных полномочий государственного органа Украины.
Кроме того, суды правомерно отметили, что по настоящему делу рассматривается спор, вытекающий не из публичных отношений, а из гражданско-правовых. Региональное отделение Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополя, вступая в договорные отношения, действовало как представитель собственника приватизируемого имущества.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о прекращении производства по делу в части признания недействительной сделки, заключенной Региональным отделением Фонда государственного имущества Украины в Автономной Республике Крым и г. Севастополя ввиду невозможности рассмотрения иска в указанной части.
При этом, как правильно отмечено апелляционной инстанцией, сведения из государственного реестра Украины, а также акты государственных органов Украины относительно изменения статуса юридического лица - государственного органа Украины, ранее расположенного на территории Республики Крым, внесенные после присоединения Республики Крым и города Севастополя к Российской Федерации, не имеют правового значения в рассматриваемом споре.
Доводы кассационной жалобы, внимательно изученные судом кассационной инстанции, подлежат отклонению, поскольку не опровергают выводы судов, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права и не являются достаточным основанием для отмены судебных актов.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289, 290 АПК РФ, суд
постановил:
определение Арбитражного суда города Севастополя от 26.01.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 по делу в„– А84-1295/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
М.М.НАРУСОВ
Судьи
Е.В.ГЛАДЫШЕВА
Л.В.ЛЕОНОВА
------------------------------------------------------------------