Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 26.12.2016 N Ф10-814/2016 по делу N А83-2156/2015
Требование: О признании незаконным и отмене предписания службы финансового надзора.
Обстоятельства: Служба финансового надзора направила в адрес общества предписание о возмещении в течение двадцати рабочих дней суммы задолженности в бюджет субъекта РФ.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку оспариваемое предписание вынесено в отсутствие доказательств, подтверждающих задолженность общества в соответствующем размере.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2016 г. по делу в„– А83-2156/2015

Резолютивная часть постановления оглашена 21 декабря 2016 года,
в полном объеме постановление изготовлено 26 декабря 2016 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.
судей Степиной Л.В., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании представителей:
от публичного акционерного общества электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" (295000, Республика Крым, ул. Генерала Васильева, д. 32А): не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом;
от Службы финансового надзора Республики Крым (295006, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Ленина, д. 5/7): не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.06.2016 (судья Кузнякова С.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 (судьи Привалова А.В., Градова О.Г., Евдокимов И.В.) по делу в„– А83-2156/2015,

установил:

Публичное акционерное общество электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Службе финансового надзора Республики Крым (далее - Служба финансового надзора, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания от 20.05.2015 в„– 05-14/2228 об уплате публичным акционерным обществом электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" суммы задолженности в размере 6649927,56 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 08.10.2015 в удовлетворении заявления публичного акционерного общества электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" было отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27.04.2016 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
По результатам нового рассмотрения решением суда первой инстанции от 21.06.2016 заявленные обществом требования удовлетворены в полном объеме. Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 указанный судебный акт оставлен без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Служба финансового надзора обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что предписание Службы финансового надзора не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, ссылается на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
От общества поступил письменный мотивированный отзыв, в котором он просил состоявшиеся судебные акты оставить в силе.
В судебное заседание стороны не явились. Дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела 31.12.2014 Налоговая инспекция в г. Симферополе Налоговой службы Республики Крым направила в адрес Службы финансового надзора Республики Крым письмо (исх. в„– 3949/9/25), которым в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Крым от 29.12.2014 в„– 56-ЗРК/2014 передала реестр налогоплательщиков с данными о задолженности (переплате) по налогам, сборам и обязательным платежам в бюджет Республики Крым и местные бюджеты по состоянию на 1 января 2015 года.
20.05.2015 Служба финансового надзора Республики Крым за исх. в„– 05-14/2228 направила в адрес публичного акционерного общества электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" предписание о возмещении в течение двадцати рабочих дней суммы задолженности в размере 6649927,56 рублей в бюджет Республики Крым, которое было получено Обществом 26.05.2015.
Не согласившись с предписанием Службы финансового надзора Республики Крым от 20.05.2015 в„– 05-14/2228, публичное акционерное общество электромашиностроительный завод "Фирма Сэлма" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суды первой и апелляционной инстанций при новом рассмотрении, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемое предписание влечет нарушение прав и законных интересов общества, оно вынесено в отсутствие доказательств, подтверждающих задолженность общества в соответствующем размере.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы обоснованными, а судебные акты подлежащими оставлению без изменения, с учетом следующего.
Верно применяя положения статей 198, 201 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно учитывали, что в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" с целью установления особенностей применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 года в„– 2010-6/14 утверждено Положение об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период.
Согласно пункту 1 Положения до 1 января 2015 года на территории Республики Крым отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются в порядке, действовавшем на 21 февраля 2014 года, если иное не предусмотрено настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Республики Крым."29" декабря 2014 Государственным Советом Республики Крым был принят Закон Республики Крым "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" в„– 56-ЗРК (далее - Закон в„– 56).
В пункте 2 части 2 статьи 4 данного Закона определено, что Служба осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым.
Указом Главы Республики Крым в„– 51-У от 16 июня 2014 года "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Крым" утверждена структура исполнительных органов государственной власти Республики Крым и образована, в том числе, Служба финансового надзора Республики Крым.
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 27 июня 2014 года в„– 170 утверждено Положение о Службе финансового надзора Республики Крым, согласно которому, последняя является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим в отношении средств бюджета Республики Крым, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных местным бюджетам, полномочия по внутреннему государственному финансовому контролю в сфере бюджетных правоотношений, в том числе осуществляет контроль за соблюдением бюджетного законодательства местными бюджетами - получателями межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Крым.
Положениями статьи 4 Закона в„– 56 определено, что Налоговая служба Республики Крым: 1) до 31 декабря 2014 года формирует учетные данные (сведения о руководителе, учредителях, юридический адрес, контактный телефон и др.) о налогоплательщиках, не прошедших процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не подавших документы на перерегистрацию по состоянию на 29 декабря 2014 года, имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся в переходный период; 2) до 31 декабря 2014 года формирует учетные данные о налогоплательщиках, прошедших процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, но имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся в переходный период на дату перерегистрации и не погашенную по состоянию на 1 января 2015 года; 3) до 1 января 2015 года формирует реестр налогоплательщиков с указанием общей суммы задолженности и общей суммы переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам и обеспечивает передачу этих данных, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года Службе финансового надзора Республики Крым.
Служба финансового надзора Республики Крым: 1) до 1 января 2015 года обеспечивает прием от Налоговой службы Республики Крым реестра налогоплательщиков с данными о задолженности и переплате, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года; 2) осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым.
В соответствии со статьей 5 Закона в„– 56, порядок зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года определяет Совет министров Республики Крым.
Советом Министров Республики Крым 12 мая 2015 года принято постановление в„– 254 "Об утверждении Порядка зачета переплаты, или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года" (далее - Порядок).
Пунктом 3 Порядка рекомендовано в срок до 20 мая 2015 года Управлению Федеральной налоговой Службы по Республике Крым сформировать учетные данные о налогоплательщиках, прошедших в период с 1 января по 1 марта 2015 года процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, но имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся в переходный период на дату перерегистрации и не погашенную по состоянию на 1 января 2015 года, а УФНС России по Республике Крым сформировать реестр налогоплательщиков, предусмотрев в нем общую сумму задолженности и общую сумму переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам и обеспечить предоставление указанных данных Службе финансового надзора Республики Крым.
Согласно пункту 8 Порядка, задолженность по налогам (сборам), образованная по состоянию на 18 марта 2014 года и не погашенная и/или не уплаченная по состоянию на 1 января 2015 года, не признается задолженностью и не подлежит взысканию (за исключением задолженности по арендной плате за землю и имущество). Задолженность по налогам (сборам), определенная в ходе формирования единого сальдо расчетов с бюджетом по состоянию на 31 декабря 2014 года (за период с 18 марта по 31 декабря 2014 года), подлежит взысканию в бюджет в соответствии с настоящим Порядком.
Согласно пункту 9 Порядка, Служба финансового надзора Республики Крым на основании реестров, полученных от Налоговой службы Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (как держателя информации) в соответствии с Законом Республики Крым от 29 декабря 2014 года в„– 56-ЗРК/2014 "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" по каждому отдельному налогоплательщику определяет единое сальдо расчетов с бюджетом Республики Крым путем суммирования общей суммы задолженности и общей суммы переплаты, а также сумм перечисленных налогоплательщиком самостоятельно в период с 1 января 2015 года до даты определения сальдо.
В случае, если единое сальдо расчетов с бюджетом по налогоплательщику имеет отрицательное значение, такое сальдо является задолженностью перед бюджетом и подлежит взысканию (пункт 10 Порядка).
При этом пунктом 11 Порядка предусмотрено, что Служба финансового надзора Республики Крым: направляет не позднее четырнадцати рабочих дней со дня определения единого сальдо расчетов с бюджетом налогоплательщику предписание по форме согласно приложению к настоящему Порядку о возмещении в бюджет Республики Крым задолженности, образовавшейся в переходный период, с указанием срока возмещения в течение двадцати рабочих дней и реквизитов платежа.
В случае исполнения налогоплательщиком предписания в установленный срок, налогоплательщик в течение 7 календарных дней письменно уведомляет Службу финансового надзора Республики Крым о произведенной уплате с приложением копии платежного документа с отметкой банка.
В случае неисполнения налогоплательщиком предписания в указанные сроки, Служба финансового надзора Республики Крым обращается в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой задолженности.
Ссылаясь на то, что в соответствии с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым, за ПАО ЭМЗ "Фирма Сэлма" числится задолженность перед бюджетом Республики Крым в размере 6 649 927,56 руб., Служба финансового надзора Республики Крым направила заявителю оспариваемое предписание от 20.05.2015.
Признавая обжалуемое предписание недействительным, суды первой и апелляционной инстанции справедливо заключили, что Служба финансового надзора не представила в материалы дела доказательств, подтверждающих задолженность общества, указанную в предписании.
В частности, судами было установлено, что спорная задолженность отражена исключительно в реестре, полученном от Налоговой службы Республики Крым, по состоянию на 1 января 2015 года с указанием общих сумм задолженности и переплаты, без указания видов налогов и сборов и обязательных платежей, а также без предоставления службе расчетов и документов (налоговые декларации, отчетности, карточки лицевого счета, налоговое дело должника), на основании которых сумма задолженности была включена в реестр. Следует отметить, что территориальные органы Федеральной налоговой службы Российской Федерации в Республике Крым не являются правопреемником прекративших свою деятельность с 01.01.2015 органов Налоговой Службы Республики Крым, сформировавших реестр налогоплательщиков, в связи с чем у них отсутствуют полномочия и возможности для внесения изменений в реестры сумм задолженности и переплат, а также предоставления находившейся в налоговых инспекциях Налоговой службы Республики Крым детальной информации о задолженности (переплате) по налогам, сборам и обязательным платежам.
Исследованные же и представленные в материалы дела декларации по НДС за период с мая по ноябрь 2014 года с учетом копий платежных поручений на оплату также содержат суммы, отличные от сумм, указанных в предписании. Представляется очевидным, что устранить данные противоречия без исследования соответствующих первичных данных о формировании налоговых обязательств налогоплательщика, не представляется возможным.
Одновременно, судами по правилам ст. 71 АПК РФ были оценены представленные в материалы дела доказательства, подтверждающие факт частичной уплаты спорной задолженности, а также наличие переплаты по налогу на прибыль, которые должны были быть учтены до формирования предписания. Данные обстоятельства с учетом положений ст. 286 АПК РФ не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
С учетом изложенного, суды правомерно заключили, что в нарушение требований пунктов 9 и 10 Порядка, содержание предписания не отражает реальную налоговую обязанность налогоплательщика по состоянию на 01.01.2015.
Судами также справедливо отмечено, что предписание Службы финансового надзора в„– 05-14/2228 от 20.05.2015 является ненормативным правовым актом, поскольку вынесено уполномоченном органом исполнительной власти; оно соответствует утвержденной форме, исполнено как письменный документ; содержит властные требования к налогоплательщику, выразившиеся в возложении обязанности по уплате денежных средств в государственный бюджет в размере 6 649 927,56 руб. в строго установленный срок. При этом в самом предписании содержится указание на последствия его неисполнения в виде обращения в суд за взысканием задолженности в принудительном порядке.
Содержание предписания указывает на его правовую природу. Оно фактически регулирует правоотношения уполномоченного административного органа и налогоплательщика. То есть является ненормативным актом в области налоговых правоотношений.
Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически повторяют ранее изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебных актах.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 21.06.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2016 по делу в„– А83-2156/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.В.БЕССОНОВА

Судьи
Л.В.СТЕПИНА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------