По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.02.2016 N Ф10-16/2016 по делу N А14-6755/2015
Требование: О признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права оперативного управления на объект незавершенного строительства, обязании осуществить регистрацию.
Обстоятельства: Регистрирующий орган мотивировал отказ тем, что учреждение не представило правоустанавливающий документ о передаче объекта незавершенного строительства в оперативное управление.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт того, что спорный объект был передан учреждению в оперативное управление в силу акта органа государственной власти, установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Воронежской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2016 г. в„– Ф10-16/2016
Дело в„– А14-6755/2015
резолютивная часть постановления объявлена 11.02.2016
постановление изготовлено в полном объеме 18.02.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.
при ведении протокола помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя - ФГБУ "Россельхозцентр" в лице филиала по Воронежской области, г. Воронеж, ОГРН 1077762014110 не явились
от заинтересованного лица - Управления Росреестра по Воронежской области, г. Воронеж, ОГРН 1043600196254 Маликин С.А. - дов. от 30.12.2015
от третьего лица - ТУ ФАУГИ в г. Москве, г. Москва не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2015 (судья Симонова И.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 (судьи Протасов А.И., Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А.) по делу в„– А14-6755/2015,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" в лице филиала по Воронежской области (далее - ФГБУ "Россельхозцентр", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра, Управление) в государственной регистрации права оперативного управления на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 36:14:0014301:385, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Лиски, ул. Воронежская, д. 13, изложенного в сообщении от 30.04.2015 в„– 15/007/2015-389, и об обязании Управления зарегистрировать за учреждением право оперативного управления на указанный объект недвижимости.
Третьим лицом без самостоятельных требований по делу выступало Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москва (далее - Управление Росимущества по г. Москва).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2015, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015, заявление учреждения удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении требований учреждения отказать, ссылаясь на то, что отсутствует регистрация ранее возникших прав на данный объект; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации не вправе распоряжаться федеральным имуществом, а решение собственника отсутствует.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Учреждение и Управление Росимущества по городу Москва надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя Управления Росреестра по Воронежской области, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, приказом начальника Проектно-строительно-эксплуатационного объединения по мелиорации и водному хозяйству "Воронежводмелиорация" от 06.04.1990 в„– 116/86 было предписано начальнику ПМК-13 передать с баланса на баланс Областной станции защиты растений постройки и сооружения, расположенные в Лискинском районе, балансовой стоимостью 618636 руб. (т. 2, л.д. 25).
По акту приема-передачи от 08.04.1990 ПМК-13 передала Областной станции защиты растений "Воронежская" двухэтажное кирпичное здание и подсобное помещение, расположенные по адресу: Воронежская обл., г. Лиски, ул. Воронежская, 13. Балансовая стоимость построек в общей сумме составила 618636 руб. (т. 1, л.д. 9).
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 27.12.1999 в„– 924 Областная станция защиты растений "Воронежская" переименована в ФГУ "Воронежская областная станция защиты растений".
Приказом Министерства сельского хозяйства (Минсельхоз) от 15.03.2001 в„– 259 ФГУ "Воронежская областная станция защиты растений" переименована в ФГУ "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Воронежской области".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 в„– 566-р было предписано реорганизовать в форме слияния федеральные государственные учреждения по перечню согласно Приложению, образовав в ведении Минсельхоза России федеральное государственное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" с последующим созданием на основе реорганизуемых учреждений обособленных структурных подразделений (филиалов) в субъектах Российской Федерации. Согласно пунктам 37 и 105 перечня реорганизации подверглись, в том числе, Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Воронежской области и Государственная семенная инспекция по Воронежской области.
На основании названного распоряжения Правительства РФ Приказом Минсельхоза РФ от 29.05.2007 в„– 288 "О реорганизации ФГУ федеральных государственных территориальных станций защиты растений, государственных семенных инспекций и образовании ФГУ Россельхозцентр" была произведена реорганизация в форме слияния федеральных государственных учреждений - федеральных государственных территориальных станций защиты растений и государственных семенных инспекций и было образовано федеральное государственное учреждение "Российский сельскохозяйственный центр" (Центр). В соответствии с п. 4 Приказа Центр является правопреемником федеральных государственных учреждений в соответствии с передаточными актами. Пунктом 6 Приказа предписано обеспечить закрепление за Центром имущества федеральных государственных учреждений в оперативное управление в установленном порядке (т. 1, л.д. 28)
В соответствии с передаточным актом, утвержденным 27.09.2007 зам. Министра сельского хозяйства РФ Козловым А.П., ФГУ "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Воронежской области" передало ФГУ "Россельхозцентр" подсобное помещение, расположенное по адресу: Воронежская область, г. Лиски, ул. Воронежская, д. 13 (т. 2, л.д. 30,31).
Приказом Минсельхоза России от 24.05.2011 в„– 135 федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Минсельхоза России, переименованы в федеральные государственные бюджетные учреждения.
18.03.2015 ФГБУ "Россельхозцентр" обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 36:14:0014301:385, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Лиски, ул. Воронежская, д. 13.
На государственную регистрацию в качестве правоустанавливающих документов были представлены приказ начальника Проектно-строительно-эксплуатационного объединения по мелиорации и водному хозяйству "Воронежводмелиорация" от 06.04.1990 в„– 116/86, акт приема-передачи от 08.04.1990. Кроме того, представлены справка БТИ в„– 701 от 08.12.2014 о том, что административное здание и подсобное помещение с незавершенным строительством, расположенные по адресу: Воронежская область, г. Лиски, ул. Воронежская, д. 13, принадлежат филиалу ФГБУ "Россельхозцентр" по Воронежской области на основании акта приема-передачи от 08.04.1990 (т. 2, л.д. 27); кадастровый паспорт на объект незавершенного строительства с кадастровым номером 36:14:0014301:385 - подсобное помещение, лит. Б (т. 2, л.д. 76), а также вся нормативная база по переименованию Областной станции защиты растений "Воронежская" и дальнейшей реорганизации.
Управление Росреестра приостановило на срок три месяца государственную регистрацию права оперативного управления учреждения на спорный объект недвижимости, о чем 23.03.2015 направило учреждению уведомление в„– 15/007/2015-389, ссылаясь на то, что учреждением не представлен документ о предоставлении ему указанного объекта в оперативное управление (т. 1, л.д. 17).
Сообщением от 30.04.2015 в„– 15/007/2015-389 Управление отказало учреждению в государственной регистрации права оперативного управления по тем же основаниям - не представлен правоустанавливающий документ о передаче объекта незавершенного строительства в оперативное управление учреждения.
Полагая, что отказ в регистрации права является незаконным и нарушает права и законные интересы учреждения в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 в„– 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации прав) одними из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Из п. п. 32, 33 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 01.07.2002 в„– 184, следует, что при правовой экспертизе документов, проверке законности сделки, юридической силы правоустанавливающих документов устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, проверяется действительность поданных заявителем документов, наличие прав у подготовившего документ лица или органа власти, а также устанавливается отсутствие других оснований для приостановления или отказа в государственной регистрации прав.
Довод Управления Росреестра о том, что учреждением не представлено правоустанавливающих документов на передачу спорного объекта недвижимости в оперативное управление учреждения, несостоятелен.
Как указано выше, приказом начальника Проектно-строительно-эксплуатационного объединения по мелиорации и водному хозяйству "Воронежводмелиорация" от 06.04.1990 в„– 116/86 было предписано начальнику ПМК-13 передать с баланса на баланс Областной станции защиты растений постройки и сооружения, расположенные в Лискинском районе, балансовой стоимостью 618636 руб. Кроме того, этим приказом предписано в частичное возмещение затрат ПМК-13 при создании базы (вертикальная планировка, ограждение территории и др.) перечислить с расчетного счета Областной станции защиты растений на расчетный счет ПМК-13 200 тыс. руб., начальнику Областной станции защиты растений совместно с Лискинским райисполкомом в установленном порядке решить вопрос о закреплении земельного участка, предназначенного для обслуживания строений, в собственность станции защиты растений (т. 2, л.д. 25).
08.04.1990 по акту приема-передачи подсобное помещение, расположенное по адресу: Воронежская обл., г. Лиски, у. Воронежская, 13, было передано на баланс, а, следовательно, в собственность (оперативное управление) Областной станции защиты растений "Воронежская", то есть была совершена сделка по передаче спорного объекта Областной станции защиты растений "Воронежская".
Согласно ст. 135 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года, действовавшей в 1990 году, право собственности у приобретателя имущества по договору (а у государственных организаций - право оперативного управления) возникает с момента передачи вещи.
Таким образом, с 08.04.1990 у Областной станции защиты растений "Воронежская" возникло право оперативного управления на объект недвижимости, право на который просит зарегистрировать за собой учреждение.
Пунктом 1 статьи 6 Закона о регистрации прав установлено, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Спорный объект указан и в передаточном акте объектов недвижимости, которые передавались от реорганизуемого учреждения - ФГУ "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Воронежской области" к вновь созданному - ФГУ "Российский сельскохозяйственный центр", утвержденном заместителем Министра сельского хозяйства РФ 27.09.2007 (т. 2, л.д. 31).
Спорное имущество передано ФГУ "Россельхозцентр" в оперативное управление в силу акта органа государственной власти - Приказа Минсельхоза РФ от 29.05.2007 в„– 288.
Согласно п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии со ст. 299 ГК РФ государственному учреждению имущество может передаваться только на праве оперативного управления.
Кроме того, из свидетельства о государственной регистрации права от 11.04.2013 серии 36-АГ в„– 994785 следует, что 11.04.2013 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования учреждения на земельный участок общей площадью 7200 кв. м, с кадастровым номером 36:14:0014301:7, расположенный по адресу: Воронежская обл., г. Лиски, ул. Воронежская, 13, разрешенное использование - размещение производственной базы станции защиты растений (т. 1, л.д. 38).
Поэтому ссылка Управления Росреестра в отказе государственной регистрации права на то, что учреждением не представлено правоустанавливающих документов на передачу ему спорного объекта в оперативное управление, несостоятельна.
Довод заявителя жалобы о том, что не зарегистрировано первичное право ФГУ "Федеральная государственная территориальная станция защиты растений в Воронежской области", не заслуживает внимания, так как данное учреждение прекратило свою деятельность в связи с реорганизацией и созданием в 2007 году ФГУ "Россельхозцентр".
Несостоятелен и довод заявителя жалобы о том, что Минсельхоз РФ не вправе распоряжаться федеральной собственностью.
В соответствии с п. 1 ст. 214 (ГК РФ) федеральной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 214 ГК РФ от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
От имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов - п. 1 ст. 125 ГК РФ.
Согласно пункту 5.4 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 в„– 164 (действующего на период передачи имущества учреждению), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям, подведомственным Министерству.
Учитывая, что учреждением были представлены на регистрацию все необходимые документы, в том числе и правоустанавливающие, на спорный объект недвижимости, у Управления Росреестра не было оснований для отказа учреждению в регистрации права оперативного управления на этот объект.
А поэтому суд по праву признал незаконным отказ в регистрации права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.09.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 по делу в„– А14-6755/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
------------------------------------------------------------------