Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.07.2016 N Ф10-2296/2016 по делу N А23-6057/2015
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.
Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог, пени, штраф в связи с применением налогоплательщиком рыночной стоимости, установленной судебным актом в качестве кадастровой.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку судом не проверен произведенный налогоплательщиком расчета земельного налога на соответствие требованиям налогового законодательства.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Калужской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2016 г. в„– Ф10-2296/2016

Дело в„– А23-6057/2015

Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Егорова Е.И., Чаусовой Е.Н.
При участии в заседании:
от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная детская больница" (248007, г. Калуга, ул. Вишневского, д. 1, ОГРН 1024001188969, ИНН 4027022792) Карпутиной О.В. - представителя (дов. от 14.04.2016 б/н, пост.)
от инспекции ФНС России по Ленинскому округу г. Калуги (248000, г. Калуга, Воскресенский пер., д. 28, ОГРН 1044004427774, ИНН 4027018228) Федотовой Н.Г. - представителя (дов. от 11.01.2016 в„– 04-30/68, пост.)
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калужской области "Калужская областная детская больница" на решение Арбитражного суда Калужской области от 15.01.2016 (судья Ипатов А.Н.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 (судьи Заикина Н.В., Мордасов Е.В., Стаханова В.Н.) по делу в„– А23-6057/2015,

установил:

государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калужской области "Калужская областная детская больница" (далее - учреждение, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Калуги (далее - инспекция, налоговый орган) от 03.07.2015 в„– 5480 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 15.01.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе учреждение просит решение и постановление судов отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права и удовлетворить заявленные требования.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит принятые по делу судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная проверка представленной 23.01.2015 учреждением налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составлен акт от 13.05.2015 в„– 17219 и 03.07.2015 принято решение в„– 5480 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) за неуплату (неполную уплату) земельного налога в виде штрафа в размере 7 093 руб., а также налогоплательщику предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2014 год в сумме 2 115 099 руб. и пени за его неуплату - 28 084 руб. 71 коп.
Основанием для доначисления налога послужили выводы инспекции о занижении учреждением налоговой базы при исчислении земельного налога в связи с применением рыночной стоимости, установленной судебным актом в качестве кадастровой, к периоду, предшествующему вступлению судебного акта в законную силу.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Калужской области от 01.10.2015 в„– 63-10/09036 апелляционная жалоба учреждения оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением инспекции, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на положения статей 387 - 391, 396 НК РФ, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции, действующей после внесения изменений Федеральным законом от 21.07.2014 в„– 225-ФЗ), Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", пришли к выводу, что правовых оснований для исчисления земельного налога с 01.01.2014 исходя из кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной вступившим в законную силу решением суда по делу в„– А23-3021/2014, не имелось. При этом установленная решением суда рыночная стоимость спорного земельного участка будет являться основанием для исчисления земельного налога за налоговый период, следующий за моментом вступления указанного судебного акта в законную силу.
Между тем выводы судов являются ошибочными.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 в„– 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - Постановление ВС РФ в„– 28) действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 в„– 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности (в редакции Федерального закона в„– 225-ФЗ от 21.07.2014, вступившим в законную силу 22.07.2014) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
В пункте 8 статьи 3 Федерального закона в„– 225-ФЗ от 21.07.2014 определено, что положения статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, устанавливающие порядок применения сведений о кадастровой стоимости, определенной решением комиссии или суда, подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу данного Федерального закона.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 28 Постановления ВС РФ в„– 28 установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Кодекса, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку учреждение 06.06.2014 обратилось в арбитражный суд с требованием об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости (дело в„– А23-3021/2014) и на момент вступления в силу Федерального закона в„– 225-ФЗ от 21.07.2014 заявление учреждения рассмотрено не было, то, установленная решением суда от 20.11.2014 в размере рыночной кадастровая стоимость спорного земельного участка подлежит применению для исчисления земельного налога за 2014 год с 01.01.2014.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что при рассмотрении спора суды оценки фактическим обстоятельствам дела, связанным с проверкой соответствия произведенного налогоплательщиком расчета земельного налога (с учетом действующих на спорный налоговый период ставок и льгот) требованиям законодательства о налогах и сборах, не дали, а суд кассационной инстанции таким полномочиями не наделен, принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калужской области от 15.01.2016 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2016 по делу в„– А23-6057/2015 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА

Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
Е.Н.ЧАУСОВА


------------------------------------------------------------------