Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.03.2016 N Ф10-222/2016 по делу N А64-1673/2015
Требование: О признании незаконным и отмене решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган указал на то, что в действиях управлении МЧС имеются признаки нарушения закона о защите конкуренции, выразившиеся в создании необоснованных преимуществ в осуществлении деятельности отдельных хозяйствующих субъектов и необоснованном препятствовании деятельности других субъектов на рынке услуг монтажа и обслуживания противопожарных систем и систем пожарной сигнализации.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку оспариваемое решение антимонопольного органа противоречит положениям законодательства, определяющего порядок деятельности МЧС.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Тамбовской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2016 г. в„– Ф10-222/2016

Дело в„– А64-1673/2015

Резолютивная часть постановления оглашена 1 марта 2016 года,
в полном объеме постановление изготовлено 10 марта 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.
судей Степиной Е.В., Шелудяева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алешиной М.А.
при участии в заседании:
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области (ОГРН 1046882317052, ИНН 6829009430, Железнодорожная ул., д. 14, г. Тамбов, 392002): Ким А.И. - представителя по доверенности от 07.09.2015 в„– 417; Бусина П.А. - представителя по доверенности от 10.08.2015 в„– 375;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (ОГРН 1026801156172, ИНН 6831001163, Державинская ул., д. 1, г. Тамбов, 392000): Мазаевой С.В. - представителя по доверенности от 26.02.2016 в„– 12Д;
от третьих лиц:
Федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Тамбовской области" (Железнодорожная ул., д. 14, г. Тамбов, 392002): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
общества с ограниченной ответственностью "Частное охранное предприятие "Круг" (ОГРН 1043684809378, Советская ул., д. 69, г. Тамбов, 392000): Воробьевой Т.В. - представителя по доверенности от 20.06.2015 без номера;
закрытого акционерного общества "АРГУС-СПЕКТР" (ОГРН 1027812404751, Сердобольская ул., д. 65а, г. Санкт-Петербург, 197342): Вороновой Н.В. - представителя по доверенности от 14.10.2015 в„– 429;
общества с ограниченной ответственностью "Служба пожарного мониторинга-68" (ОГРН 1116829006975, ИНН 6829076838, Гоголя ул., д. 37, корп. 5, оф. 21, г. Тамбов, 392002): Кривошонка В.В. - представителя по доверенности от 11.01.2016 без номера; Юрьева Д.В. - генерального директора на основании решения в„– 1 единственного участника ООО "Служба пожарного мониторинга-68" от 10.12.2013;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.08.2015 (судья Копырюлин А.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2015 (судьи Протасов А.И., Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А.) по делу в„– А64-1673/2015,

установил:

Главное управление МЧС России по Тамбовской области (далее - заявитель, ГУ МЧС) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с требованием о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - УФАС по Тамбовской области, антимонопольный орган) от 25.12.2014 по делу в„– А-3/14, которым Главное управление МЧС России по Тамбовской области признано нарушившим часть 1 и пункты 2, 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области", ООО Частное охранное предприятие "Круг", ООО "Служба пожарного мониторинга-68", ЗАО "АРГУС-СПЕКТР".
Решением суда от 21.08.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2015 данное решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы заявитель указывает, что нарушением антимонопольного законодательства являются случаи, не только в результате которых произошло ограничение, недопущение или устранение конкуренции, а также сама возможность нарушения условий конкуренции. ГУ МЧС по Тамбовской области имеет возможность влиять на конкурентную среду на рынках услуг монтажа и обслуживания противопожарных систем, систем передачи извещений о пожаре. По-прежнему подлежали критике выводы судов, что спорная деятельность стала подлежать лицензированию в связи с вступлением в силу ГОСТ Р 53325-2012, поскольку лицензированию данная деятельность подлежит также на основании ФЗ от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ. Деятельность по техническому обслуживанию ПАК "Стрелец-Мониторинг" является конкурентной, поскольку его обслуживание может осуществлять любая организация, имеющая лицензию на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. ГУ МЧС России по Тамбовской области обязано было рассматривать заявления хозяйствующих субъектов, в том числе не являющихся собственниками объектов защиты и давать ответы по существу поставленных вопросов, не направляя их в ООО "СПМ-68". Подобное бездействие расценено как препятствие осуществлению деятельности, что запрещено ст. 15 Закона о защите конкуренции. Приказом в„– 317 не определены технические требования к системам пожарной сигнализации, монтируемым на объектах защиты, а также не указано по каким причинам может быть отказано в подключении.
В отзыве на жалобу Главное управление МЧС России по Тамбовской области указывает, что установление порядка эксплуатации ПАК "Стрелец-мониторинг", в том числе и порядка вывода сигналов о пожаре с объектов защиты на пультовое оборудование ПАК "Стрелец-Мониторинг", установленное в подразделениях ФПС МЧС России, находится в прямой компетенции МЧС России и осуществляется им в соответствии с действующим законодательством в области обеспечения пожарной безопасности и разработанными в соответствии с ним ведомственными нормативными актами. Для осуществления эксплуатационно-технического обслуживания ПАК "Стрелец-Мониторинг" лицензия МЧС России не требуется.
В отзыве на жалобу ООО "Служба пожарного мониторинга-68" указывает, что наличие лицензии МЧС на право осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для организаций, осуществляющих эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК "Стрелец-Мониторинг" не требуется.
В отзыве на жалобу ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" указывает, что никакие иные дополнительные устройства, транслирующие сигнал о пожаре на ПАК "Стрелец-Мониторинг" никогда не внедрялись МЧС России и не использовались в схеме передачи извещений о пожарах, так как они не входят в состав основных элементов данной системы. Не всякое оборудование может быть применено в сетях связи, построенных на частотном ресурсе, выделенном Министерством обороны РФ для МЧС России в целях использования ПАК "Стрелец-Мониторинг". Антимонопольный орган своим решением создал предпосылки для нарушения ГУ МЧС России по Тамбовской области требований положения о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и названных приказов и возможности использования в системе МЧС России любого оборудования по приему сигнала на пульт подразделения ГПС ФПС МЧС России.
Представитель ООО "Частное охранное предприятие "Круг" в судебном заседании устно поддержала позицию антимонопольного органа. Настаивая на отмене состоявшихся судебных актов.
В судебное заседание ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области" не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 284 АПК РФ.
Как установлено материалами дела, в соответствии с Приказом МЧС России от 28.12.2009 в„– 743 "О принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях" (далее - Приказ в„– 743) на снабжение в системе МЧС России в 2010 году на основании государственного контракта от 27.12.2010 в„– 6 на центральном узле связи "01" ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области" установлен программно-аппаратный комплекс "Стрелец-Мониторинг" производства ЗАО "АРГУС-СПЕКТР".
Договор на техническое обслуживание ПАК "Стрелец-Мониторинг" между ФГКУ "ЦУКС МЧС России по Тамбовской области" и ООО "СПМ-68" заключен в соответствии с указанием МЧС России от 26.09.2011 в„– 43-4025-19, которым территориальным органам МЧС России предписано обеспечить заключение договора на эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК "Стрелец-Мониторинг" с организациями, аккредитованными предприятием-изготовителем.
ГУ МЧС России по Тамбовской области 06.08.2012 направило в адрес ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" письмо (исх. в„– 5827-7-4), в котором сообщило, что разрешает ООО "СПМ-68" проводить настройку и обслуживание ПАК "Стрелец-Мониторинг", расположенный по адресу: г. Тамбов, ул. Железнодорожная, 14.
Впоследствии - 25.02.2014 в адрес ГУ МЧС поступила информация о том, что аккредитованным сервисным центром завода-изготовителя ПАК "Стрелец-Мониторинг" (ЗАО "АРГУС-СПЕКТР") стало ООО "СПМ-68" на основании заключенного договора об организации официального сервисного центра и продления гарантии на программно-аппаратный комплекс в„– 107/ТМ.
05.03.2014 между ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области" и ООО "СПМ-68" заключен договор в„– 15 об эксплуатационно-техническом обслуживании пультового оборудования ПАК "Стрелец-Мониторинг" сроком до 31.12.2014, в соответствии с которым ООО "СПМ-68" обязуется, кроме выполнения работ по плановому и внеплановому эксплуатационно-техническому обслуживанию, комплекса мер, поддерживающих радиосистему передачи извещений "Стрелец-Мониторинг" в работоспособном состоянии, извещать Заказчика об окончании работ по монтажу и тестированию объектовых станций на объектах защиты и по поручению Заказчика производить сопряжение объектовых станций с Оборудованием (п. 3.1.5); в круглосуточном режиме через центр технического мониторинга осуществлять контроль через объектовые станции о состоянии пожарной сигнализации на объектах защиты Организации (п. 3.1.6); сопрягать и подключать объектовые станции, смонтированные на объектах защиты с ПАК "Стрелец-Мониторинг" (п. 3.1.8).
Приказом ГУ МЧС от 15.07.2014 в„– 317 был установлен запрет допуска к эксплуатационно-техническому обслуживанию ПАК "Стрелец-Мониторинг" представителей иных организаций, не аккредитованных заводом-изготовителем.
29.01.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступила жалоба ООО ЧОП "Круг" на действия Главного Управления МЧС по Тамбовской области о препятствовании в осуществлении деятельности на рынке услуг монтажа и обслуживания систем передачи извещения о пожаре путем установления требования об использовании для передачи сигналов о пожарной безопасности охраняемых объектов исключительно системы ПАК "Стрелец-Мониторинг", производителем которого является ЗАО "АРГУС-СПЕКТР".
Поводами к подобному обращению явились следующие обстоятельства.
Во-первых, на обращение ООО ЧОП "Круг" о рассмотрении вопроса о технической возможности установки пульта системы LARS на базе ФКУ "ЦУКС Главного Управления МЧС России по Тамбовской области" ГУ МЧС сообщило Обществу о нецелесообразности его установки, поскольку уже установлен программно-аппаратный комплекс "Стрелец-Мониторинг".
Во-вторых, на обращение ООО ЧОП "КРУГ" Управление сообщило о возможности вывода сигнала автоматической пожарной сигнализации от обслуживаемых объектов на ПАК "Стрелец-Мониторинг". При этом одновременно обществу указано на необходимость обратиться в организацию, осуществляющую техническое обслуживание данного оборудования, имеющую аккредитацию завода-изготовителя (ООО "СПМ-68").
В связи с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ГУ МЧС по созданию необоснованных преимуществ в осуществлении деятельности ООО "СПМ-68" и ЗАО "АРГУС-СПЕКТР", а также необоснованном препятствовании деятельности хозяйствующих субъектов (ООО ЧОП "Круг") на рынках услуг монтажа и обслуживания противопожарных систем и систем пожарной сигнализации было возбуждено антимонопольное дело в„– А-3/14.
По итогам рассмотрения дела в„– А4-3/14 Комиссия УФАС по Тамбовской области приняла решение в„– А4-3/14 от 25.12.2014, в соответствии с которым ГУ МЧС России по Тамбовской области признано нарушившим ч. 1 и п. п. 2, 8 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Считая решение УФАС от 25.12.2014 по делу в„– А-3/14 ГУ МЧС незаконным, Главное управление МЧС России по Тамбовской области обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что оспариваемое решение УФАС противоречит положениям законодательства, определяющего порядок деятельности МЧС России и его территориальных органов, антимонопольного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд кассационной инстанции находит состоявшиеся судебные акты подлежащими оставлению без изменения в силу следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
Как справедливо отмечено судами первой и апелляционной инстанций, организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями определены в Федеральном законе от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
При этом положения пункта 17 данной статьи определяют признаки ограничения конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 в„– 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Данным законом обеспечивается правовое регулирование отношений между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Правомерно руководствуясь положениями статьи 38, 39 Закона о пожарной безопасности, суды отметили, что действующим федеральным законодательством обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности, в том числе по информированию подразделений пожарной охраны о возникших пожарах, возложена на руководителей организаций.
Для правильного разрешения настоящего спора необходимо уяснение объема полномочий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и его структурных подразделений в рамках соответствующих правоотношений. При этом важна одновременная оценка объема контрольных функций со стороны антимонопольного органа.
Так судами обеих инстанций правомерно сделаны ссылки на Положение, утвержденное Указом Президента РФ от 11.07.2004 в„– 868 (далее - Положение), согласно которому МЧС России является федеральным органом исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
МЧС России осуществляет управление, координацию, контроль и реагирование в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Главное Управление МЧС России по Тамбовской области в соответствии с Положением о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Приказом МЧС России от 06.08.2004 в„– 372, является органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 Положения Главное управление МЧС России по Тамбовской области осуществляет функции по организации деятельности подчиненных пожарных, пожарно-спасательных, поисково-спасательных и аварийно-спасательных формирований и других сил МЧС России на территории Тамбовской области; осуществляет в установленном порядке государственный надзор за выполнением органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по гражданской обороне, пожарной безопасности (за исключением федерального государственного пожарного надзора в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения) и по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.
Федеральное казенное учреждение "Центр управления в кризисных ситуациях Главного Управления МЧС России по Тамбовской области", согласно Уставу, находится в ведении МЧС России, учредителем учреждения является Российская Федерация. В соответствии с п. 2.2 Устава функцией учреждения является обеспечение координации деятельности пожарно-спасательных, поисково-спасательных, аварийно-спасательных формирований и иных подразделений и организаций МЧС России, дислоцированных на территории Тамбовской области.
В целях материально-технического обеспечения технологической схемы передачи извещения о пожаре ФГБУ "Всероссийский ордена "Знак почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России (ФГБУ ВНИИПО МЧС России) был разработан ПАК "Стрелец-Мониторинг".
Оценивая не только правовые, но и технические аспекты установки и эксплуатации ПАК "Стрелец-Мониторинг", суды установили следующее.
Как указывалось ранее, ПАК "Стрелец-Мониторинг" поставлен ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" в соответствии с Приказом МЧС России от 28.12.2009 в„– 743 "О принятии на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях" принят на снабжение в системе МЧС России для оснащения подразделений МЧС России.
Пунктом 2 Приказа МЧС России система ПАК "Стрелец-Мониторинг" отнесена к специализированной противопожарной технике, в связи с чем установлен код по Классификатору вооружения, военной техники и других материальных средств Министерства обороны РФ - КВТ МО XI Д2 0908. Приложением в„– 2 к Приказу в„– 743 установлено, что ПАК "Стрелец-Мониторинг" имеет код ОКП 80 2400 0007.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 0005-936 к коду 80 2400 8 относится "Оборудование противопожарное специализированное для ведения аварийно-спасательных работ".
Установленные к ПАК "Стрелец-Мониторинг" повышенные требования обеспечивают выделенные каналы связи с контролируемым двусторонним обменом. В связи с постановкой на вооружение МЧС России ПАК "Стрелец-Мониторинг" технологическая схема передачи извещений о пожарах от объектов защиты изменена на мониторинговую систему. Для обеспечения функционирования ПАК "Стрелец-Мониторинг" МЧС России Министерством обороны России выделен радиочастотный канал связи, который относится к сетям связи специального назначения, обеспечивающим государственную безопасность (ст. 16 Федерального закона от 07.07.2003 в„– 126-ФЗ "О связи").
Использование частот, выделенных для МЧС России частотными органами Министерства обороны России, любыми другими пользователями не допускается.
С учетом анализа Приказа в„– 743 с приложениями судами проанализированы технические характеристики и конструкторская документация ПАК "Стрелец-Мониторинг".
В ходе судебного разбирательства было установлено, что подразделениями МЧС России на социально значимых объектах ведется работа по установке и обслуживанию выведенного из свободного оборота ПАК "Стрелец-Мониторинг", специализированной обслуживающей организацией которого на основании государственного контракта, заключенного МЧС России, является ЗАО "АРГУС-СПЕКТР".Одновременно МЧС России в рамках своих полномочий, определенных подпунктом 14 пункта 9 Положения, установило нормативными правовыми актами и технической документацией обязательные требования в области технического регулирования к ПАК "Стрелец-Мониторинг", а также к процессам его монтажа, наладки, эксплуатации, в том числе и требования к техническим характеристикам, к средствам, способом и порядку подключения оборудования, не принятого на вооружение (снабжение) в системе МЧС России, но функционально взаимодействующего с ПАК "Стрелец-Мониторинг".
Оценивая довод заявителя жалобы о лицензировании соответствующей деятельности, судами сделаны правомерные выводы о том, что для осуществления деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений на право монтажа и технического обслуживания ПАК "Стрелец-Мониторинг" наличие лицензии не требовалось до 01.01.2014, то есть до момента введения в действие части 9 "Системы передачи извещений о пожаре" ГОСТ 53325-2012 "Техника пожарная". Технические средства пожарной автоматики", утвержденного Приказом ФА по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2012 в„– 1028-ст.
При этом судами правомерно обращено внимание, что МЧС России в письме от 17.06.2014 в„– 19-1-6-2487 указало, что в случае, если работы, выполняемые в отношении ПАК "Стрелец-Мониторинг" связаны с монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, то для их осуществления требуется лицензия МЧС России. Такую лицензию ООО "СПМ-68" получило 24.07.2014.
В письме же от 06.08.2012 в„– 5827-7-4, направленном в ЗАО "АРГУС-СПЕКТР", ГУ МЧС разрешило ООО "СПМ-68" производить настройку и обслуживание ПАК "Стрелец-Мониторинг", а не систем пожарных сигнализаций.Суд кассационной инстанции исходит из того, что вышеуказанные выводы судов сделаны при правильном применении положений статей 32, 83 "Требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации" Федерального закона от 22.07.2008 в„– 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 10.07.2012 в„– 117-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 15 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 в„– 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Порядка лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 в„– 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Одновременно судами справедливо отмечено, что сама по себе деятельность ООО "СПМ-68" по монтажу, обслуживанию систем передачи извещений о пожаре до получения лицензии, о нарушении норм антимонопольного законодательства со стороны ГУ МЧС не свидетельствует, поскольку ООО "СПМ-68" является самостоятельным хозяйственным обществом и не состоит в подчинении ГУ МЧС.
В этой связи суд находит обоснованным вывод об ошибочности утверждения антимонопольного органа о создании данными действиями ГУ МЧС неправомерных преимуществ в осуществлении деятельности на рынке услуг по обслуживанию противопожарных систем обществу (ООО "СПМ-68), что приводит или может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на указанном рынке.
Опровергая изложенные в решении антимонопольного органа выводы о порочности направленных в адрес субъектов предпринимательской деятельности ответов, а также Приказа от 15.07.2014 в„– 317, суды правомерно исходили из следующего.
Как установлено материалами дела, 05.03.2014 между ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области" и ООО "СПМ-68" заключен договор в„– 15 об эксплуатационно-техническом обслуживании пультового оборудования ПАК "Стрелец-Мониторинг" сроком до 31.12.2014.
Работы по эксплуатационно-техническому обслуживанию пультового оборудования ПАК "Стрелец-Мониторинг" в соответствии с договором оказываются на безвозмездной основе.
Договор с ООО "СПМ-68" заключен в соответствии с указанием МЧС России от 26.09.2011 в„– 43-4025-19, которым территориальным органам МЧС России предписано обеспечить заключение договора на эксплуатационно-техническое обслуживание ПАК "Стрелец-Мониторинг" с организациями, аккредитованными предприятием-изготовителем, а также в связи с поступлением в адрес ГУ МЧС России по Тамбовской области информации из ЗАО "АРГУС-СПЕКТР" об аккредитации ООО "СПМ-68" в качестве сервисного центра предприятия-изготовителя.
Правильно оценив фактическое содержание ответов на обращение ООО "Комплексные системы безопасности-Д" (исх. от 28.10.2013 в„– 28-10) с просьбой предоставить техническую возможность вывода сигнала на пульт МЧС с подключением к ПАК "Стрелец-Мониторинг" по одному из каналов связи и аналогичную просьбу ООО ЧОП "Круг" (исх. от 10.02.2014), суды отметили, что в них не содержится указаний о передаче ГУ МЧС каких-либо полномочий ООО "СПМ-68", а также отказа в подключении к ПАК "Стрелец-Мониторинг". Поскольку письма были рассмотрены в сроки, установленные ФЗ от 02.05.2006 в„– 59-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", судами правомерно не приняты выводы антимонопольного органа в соответствующей части.
Давая оценку правоотношениям по рассмотрению обращений ООО ЧОП "КРУГ" от 21.11.2012 и 16.01.2013 с просьбой заключить договор об установке оборудования на центральном узле связи "01" для оказания услуги хозорганам по передаче сигнала о пожаре, суды правомерно учли следующее.
ГУ МЧС сообщило ООО ЧОП "КРУГ", что на центральном узле связи "01" установлен ПАК "Стрелец-Мониторинг", который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям и установка другого аналогичного оборудования сторонних организаций в ЦУКС нецелесообразна.
В рассматриваемый период порядок подключения объектов (пожарных сигнализаций) к ПАК "Стрелец-Мониторинг" нормативными актами МЧС России регламентирован не был. Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 14 пункта 9 Положения был утвержден "Сборник проектов типовых документов для территориальных органов МЧС России по субъектам РФ и их подразделений, регламентирующих вопросы ввода в эксплуатацию и последующего применения программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях" (Сборник) от 06.03.2014.
В Сборнике не содержалось полномочий территориального органа МЧС России по вопросу определения технической возможности подключения пожарных сигнализаций различных производителей к ПАК "Стрелец-Мониторинг".
Тем не менее, учитывая рекомендации, содержащиеся в Сборнике, ГУ МЧС определило последовательность действий по подключению пожарных сигнализаций к ПАК "Стрелец-Мониторинг" и закрепило их в приказе ГУ МЧС от 15.07.2014 в„– 317.
На основании письма ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 27.10.2014 в„– 4907-17-1-03, Приказа МЧС России от 06.08.2004 в„– 372, рекомендаций МЧС России, приказа ГУ МЧС России по Тамбовской области от 15.07.2014 в„– 317 подключение объектов к ПАК "Стрелец-Мониторинг" ГУ МЧС осуществлялось путем согласования действий организаций МЧС, где установлен ПАК "Стрелец-Мониторинг", организаций, ответственных за его развертывание и эксплуатацию и организаций, ответственных за противопожарное оборудование на объекте.
Согласно части 7 статьи 83 Технического регламента системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Разделом 9 ГОСТа 53325-2012 "Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования" (утв. приказом Госстандарта от 22 ноября 2012 года в„– 1028-ст), вступившего в действие с 01.01.2014, установлено, что система передачи извещения о пожаре включает в себя приборы объектовые оконечные, ретрансляторы и приборы пультовые оконечные. Изложенное указывает на тот факт, что системы передачи извещений о пожаре различных производителей являются самостоятельными системами, предназначенными для технической организации линий связи между приборами объектовыми оконечными, ретрансляторами и приборами пультовыми оконечными.
Объектовые станции, позволяющие выводить тревожные сигналы по различным каналам связи от объектов защиты на пультовое оборудование ПАК "Стрелец-Мониторинг", установленное в подразделениях пожарной охраны, могут быть любых производителей при условии наличия сертификата соответствия требованиям ГОСТ 53325-2012 "Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования". Тем не менее, их совместимость с прибором пультовым оконечным (станцией) ПАК "Стрелец-Мониторинг" должна подтверждаться в ходе проведения обязательных государственных или приравненных к ним испытаний на соответствие техническим характеристикам, изложенным в приложении 1 к Приказу МЧС России от 28.12.2009 в„– 743.
Основанием для представления протоколов обмена данными с модулями ПАК "Стрелец-Мониторинг" и проведения испытаний является соответствующее обращение в организации-производители.
Как было установлено судами, процесс подключения пожарной сигнализации к ПАК "Стрелец-Мониторинг" представляет собой работу по организации передачи извещений о пожаре по каналам связи, посредством прибора объектового оконечного, устанавливаемого на объекте защиты, и приему извещений о пожаре в пункте централизованного наблюдения, посредством прибора пультового оконечного. Прибор объектовый оконечный элементом пожарной сигнализации не является, а работы по его установлению с монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации, включая диспетчеризацию и пусконаладочные работы, не связаны.
Как верно отмечено судом первой и апелляционной инстанций, сама по себе установка на центральном узле связи "01" ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области" не подтверждает обязанности ГУ МЧС России по Тамбовской области определять техническую совместимость приборов объектовых оконечных различных производителей с ПАК "Стрелец-Мониторинг".
"Комплексные системы безопасности-Д", ООО ЧОП "Круг" собственниками пожарного оборудования (сигнализаций) не являются, в силу чего основания для обращения в ГУ МЧС по вопросу подключения пожарных сигнализаций к ПАК "Стрелец-Мониторинг" у данных обществ отсутствовали.
Приказ в„– 317 "Об упорядочении процесса подключения на программно-аппаратный комплекс "Стрелец-Мониторинг" систем пожарной сигнализации" был издан ГУ МЧС России 15.07.2014.Подпунктом 3.1 пункта 3 указанного приказа предписано начальникам ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области", ФКУ "2 отряд ФПС по Тамбовской области", ФКУ "2 отряд ФПС по Тамбовской области", в том числе: не допускать к эксплуатационно-техническому обслуживанию ПАК "Стрелец-Мониторинг", установленному в подразделениях федеральной пожарной службы Тамбовской области, а также к работе с его программным обеспечением представителей организаций, не аккредитованных заводом-изготовителем (п. 3.1.). Приложением в„– 1 к Приказу от 15.07.2014 в„– 317 определен порядок подключения пожарной сигнализации к ПАК "Стрелец-Мониторинг".
Учитывая, что договор на техническое обслуживание ПАК "Стрелец-Мониторинг" заключен в соответствии с указанием МЧС России от 26.09.2011 в„– 43-4025-19 с аккредитованной организацией, Приказом от 15.07.2014 в„– 317 установлен запрет допуска к эксплуатационно-техническому обслуживанию ПАК "Стрелец-Мониторинг" представителей иных организаций, не аккредитованных заводом-изготовителем.
Суд соглашается с оценкой судов первой и апелляционной инстанций о том, что препятствий по осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынке услуг монтажа и обслуживания систем передачи сигнала о пожаре в связи с отсутствием в Приказе от 15.07.2014 в„– 317 четких и конкретных требований к системам пожарной сигнализации, монтируемым на объектах защиты, и планируемым к подключению, ГУ МЧС не создано, поскольку технические требования к пожарной сигнализации установлены нормативными документами (например, СНиП, ГОСТ).
Суд кассационной инстанции находит обоснованными выводы нижестоящих судов о том, что деятельность по подключению к ПАК "Стрелец-Мониторинг" не может быть рассмотрена, как деятельность на рынке противопожарного оборудования, поскольку подключение к ПАК производится организациями, аккредитованными предприятием-изготовителем, на безвозмездной основе.
При этом справедлива ссылка судов на то, что деятельность, осуществляемая МЧС России (подразделениями ФПС МЧС России) с использованием ПАК "Стрелец-Мониторинг" не имеет реального экономического характера, осуществляется исключительно в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров. Рынок по поставке и обслуживанию ПАК "Стрелец-Мониторинг", подключению к нему не является конкурентным, в связи с чем, не может являться предметом регулирования Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Рассмотрение вопросов, касающихся фактического использования подразделениями МЧС России ПАК "Стрелец-Мониторинг", порядок его эксплуатации с объектовым оборудованием находятся в прямой компетенции МЧС России.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции, и нашли свое отражение в судебных актах. Они были подробно исследованы нижестоящими судами, им была дана надлежащая оценка. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.08.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2015 по делу в„– А64-1673/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.В.БЕССОНОВА

Судьи
Л.В.СТЕПИНА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------