Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.03.2016 N Ф10-313/2016 по делу N А62-2756/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт неисполнения обществом положений лицензионного соглашения на право пользования недрами для целей добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Смоленской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2016 г. в„– Ф10-313/2016

Дело в„– А62-2756/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2016
Полный текст постановления изготовлен 25.03.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Шелудяева В.Н.
Судей Бессоновой Е.В., Николаевой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузиной И.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Жуково" (ул. Школьная, д. 26, д. Покорное, Смоленская область, 214550, ИНН 6714028355, ОГРН 1076714002518) - Семенова А.А. - представитель (доверенность б/н от 31.12.2015);
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области (ул. Николаева, д. 12б, г. Смоленск, 214004, ИНН 6730054024, ОГРН 1046758325118) - Егорова П.А. - представитель (доверенность в„– 014 от 18.02.2016)
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Смоленской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Жуково" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.08.2015 (судья Лукашенкова Т.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 (судьи Стаханова В.Н., Мордасов Е.В., Федин К.А.) по делу в„– А62-2756/2015,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Жуково" (далее - ООО "Коммунальные системы "Жуково", общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Смоленской области (далее - Управление, административный орган) о признании незаконными и отмене постановления от 04.03.2015 в„– 018/2015 по делу об административном правонарушении, решения от 07.04.2015 по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении от 04.03.2015 в„– 018/2015, а также о признании недействительными предписаний от 19.02.2015 в„– 020, в„– 021, в„– 022, в„– 023.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.08.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, ООО "Коммунальные системы "Жуково" просит отменить обжалуемые решение и постановление и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в жалобе, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 16.01.2015 в„– 002/км Управлением была проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Коммунальные системы "Жуково" экологических требований в области охраны окружающей среды, по результатам которой составлен акт от 19.02.2015 в„– 007/К.
В ходе проведения проверки было установлено, что пользователь недр - ООО "Коммунальные системы "Жуково" в соответствии с лицензией на право пользования недрами СМО 55926 ВЭ владеет девятью действующими одиночными водозаборными скважинами (скважины 66205631, 66205759, 66205433, 66205448, 66205447, 66205785, 6205446, 66205664, 66205787) и одним одиночным водозабором, состоящим из одной действующей и одной резервной скважины (попеременно действующих) (скважины 66205761, 66205438). Скважины расположены на территории пользователя недр в д. д. Жуково, Дивасы, Дуброво, Семиречье, Рязаново, Покорное, Вязгино, Аполье Смоленского района Смоленской области. Для целей водоснабжения используется водоносный среднефаменский горизонт.
Как следует из акта проверки, артезианские скважины 66205631, 66205759, 66205433, 66205448, 66205447, 205785, 66205446, 66205761, 66205438, 66205664, 66205787 водомерами не оборудованы, что является нарушением требований пункта 10.1 раздела 10 лицензии на право пользования недрами СМО 55926 ВЭ, пункта 10 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах".
Вышеназванной лицензией обществу предоставлено право добычи воды с использованием скважин 66205664, 66205787.
Как установлено в ходе проверки, с мая 2014 года ООО "Коммунальные системы "Жуково" прекратило эксплуатацию указанных скважин, однако изменений в лицензию в этой части в установленном порядке не внесло, что является нарушением пункта 16.1 раздела 16 лицензии СМО 55926 ВЭ, статьи 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах".
Проверкой также установлено, что территории первого пояса зон санитарной охраны скважин 66205631, 66205759, 66205433, 66205447, 66205785, 66205446, 66205664, 66205787 не имеют каких-либо ограждений.
Указанным бездействием обществом нарушены требования пункта 6.5 раздела 6 лицензии на право пользования недрами СМО 55926 ВЭ, пункта 7 части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах".
После получения лицензии на право пользования недрами ООО "Коммунальные системы "Жуково" в срок до 31.03.2014 не произведен подсчет эксплуатационных запасов подземных вод, геологический отчет по результатам работ в установленной форме не представлен на государственную экспертизу в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых Федерального агентства по недропользованию, чем допущено нарушение требований пункта 3.3 раздела 3; пункта 15.2 раздела 15 лицензии на право пользования недрами СМО 55926 ВЭ, пункта 4, пункта 10 части 2 статьи 22, части 4 статьи 23, статьи 29 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах".
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Управление составило протокол об административном правонарушении от 19.02.2015 в„– 018/2015.
По результатам проведенной проверки постановлением от 04.03.2015 в„– 018/2015 ООО "Коммунальные системы "Жуково" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением должностного лица административного органа, общество обжаловало данное постановление в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Смоленской области.
Решением Управления от 07.04.2015 постановление от 04.03.2015 в„– 018/2015 признано незаконным в части применения административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Указанный штраф вышестоящим должностным лицом снижен до 150 000 рублей.
Кроме того, по результатам проверки в адрес ООО "Коммунальные системы "Жуково" были направлены соответствующие предписания для устранения обществом вышеперечисленных нарушений.
Посчитав постановление от 04.03.2015 в„– 018/2015, решение от 07.04.2015, предписания от 19.02.2015 в„– 020, в„– 021, в„– 022, в„– 023 незаконными и нарушающими права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Коммунальные системы "Жуково" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участками недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных условий и требований.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Как указано выше, общество в установленном порядке получило лицензию на право пользования недрами СМО 55926 ВЭ, зарегистрированную 15.03.2010, со сроком действия до 31.03.2020 для целей добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой.
Пунктом 10.1 Лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой частью лицензии, предусмотрено, что недропользователь обязан вести достоверный учет подземных вод, отбираемых из целевого горизонта, по показаниям установленных водомеров с их обязательной регистрацией в журнале водоотбора (не реже 1 раза в неделю). В случае выхода из строя инструментальных средств учет водоотбора должен осуществляться путем регистрации в специальном журнале времени работы насосного оборудования и потребленной электроэнергии.
Согласно пункту 16.1 Лицензионного соглашения любые изменения, дополнения или упразднения условий пользования недрами, предусмотренных данным соглашением, должны оформляться в виде дополнительного соглашения, подписанного обеими сторонами.
В соответствии с частью 2 статьи 17.1 Закона о недрах при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению.
В силу пункта 7 части 2 статьи 22 Закона о недрах на недропользователя возложена обязанность обеспечить соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами.
Пунктами 6.1, 6.4, 6.5 Лицензионного соглашения установлено, что скважины недропользователя должны быть обеспечены первым поясом зоны санитарной охраны (ЗСО) радиусом 3-30 м от центра каждой скважины. Недропользователь должен соблюдать условия организации и эксплуатации зон санитарной охраны в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения". Недропользователь обязан обеспечить надежную охрану водозаборов подземных вод с целью недопущения проникновения посторонних лиц на территорию первого пояса зоны санитарной охраны и обеспечить надежную защиту скважин от несанкционированного доступа.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 в„– 10, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой (пункт 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).
В соответствии с пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона о недрах к числу основных требований по рациональному использованию и охране недр отнесено проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Согласно абзацу 1 статьи 29 Закона о недрах, необходимость проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых разведанных месторождений обусловлена целями создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование.
Пунктом 4 части 2 статьи 22 Закона о недрах также предусмотрена обязанность пользователя недр по представлению геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации.
Согласно пункту 3.3 Лицензионного соглашения в процессе пользования недрами недропользователь обязан был произвести подсчет запасов подземных вод по трехлетнему опыту эксплуатации водозабора в соответствии с Классификацией запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 30.07.2007 в„– 195; в срок до 31.03.2014 в порядке, установленном статьей 29 Закона Российской Федерации "О недрах" и "Инструкцией о содержании, оформлении и порядке представления в ГКЗ и ТКЗ материалов по подсчету запасов подземных вод", по результатам проведенных работ составить геологический отчет и представить его на государственную экспертизу в Государственную комиссию по запасам подземных вод при Центрнедрах.
Пунктом 15.2 раздела 15 "Особые условия" Лицензионного соглашения к существенным условиям пользования недрами отнесено представление лицензиатом в срок до 31.03.2014 материалов по оценке эксплуатационных запасов подземных вод на государственную экспертизу в Территориальную комиссию по запасам подземных вод при Центрнедрах.
Как следует из материалов дела, вышеизложенные требования действующего законодательства и положения лицензионного соглашения обществом исполнены не были.
Выводы суда в этой части основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем не подлежат переоценке в порядке кассационного производства.
При таких обстоятельствах спора судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о наличии в действиях ООО "Коммунальные системы "Жуково" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Не соглашаясь с принятыми по настоящему делу судебными актами, заявитель кассационной жалобы, не отрицая факта неисполнения вышеперечисленных требований законодательства, регулирующего порядок добычи полезных ископаемых, указывает на то, что артезианские скважины находились во владении и пользовании общества на праве аренды, а поэтому обязанность по надлежащему оборудованию скважин должна возлагаться на их собственника.
Доводы ООО "Коммунальные системы "Жуково" в этой части являются ошибочными в связи со следующим.
В соответствии со статьей 9 Закона о недрах пользователями недр являются субъекты предпринимательской деятельности, оформившие в установленном порядке лицензию на право пользования участком недр.
Согласно статье 22 Закона о недрах в редакции, действовавшей в спорный период, пользователь недр обязан обеспечить, в том числе: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики.
Как указано выше, пользователем недр, связанных с добычей воды с использованием вышеперечисленных скважин, является ООО "Коммунальные системы "Жуково", в связи с чем, соблюдение требований законодательства, а также условий лицензионного соглашения, определяющих порядок добычи недр, возлагается на общество.
Доводы заявителя кассационной жалобы в части нарушения административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности, отсутствия у Управления Росприроднадзора по Смоленской области полномочий на проведение спорной проверки являлись предметом исследования и оценки арбитражным судом первой и апелляционной инстанций.
Выводы суда в этой части основаны на нормах действующего законодательства и имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем судебная коллегия соглашается с данными выводами.
При таких обстоятельствах дела оспариваемые акты административного органа судом обоснованно признаны правомерными, что служило основанием для отказа ООО "Коммунальные системы "Жуково" в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену состоявшихся по настоящему делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.08.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2015 по делу в„– А62-2756/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Коммунальные системы "Жуково" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
Н.Н.НИКОЛАЕВА


------------------------------------------------------------------