Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.03.2016 N Ф10-707/2016 по делу N А84-849/2015
Требование: О признании недействительными пункта постановления органа власти в части национализации отдельно стоящего строения, действий регистрирующего органа по исключению из государственного кадастра сведений о земельном участке, обязании восстановить сведения о спорном земельном участке.
Обстоятельства: Общество, являясь собственником нежилого здания, которое было национализировано, и владельцем на праве постоянного пользования земельным участком, сведения о котором были исключены из государственного кадастра, ссылается на нарушение его прав в сфере экономической деятельности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств наличия прав на земельный участок обществом не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 марта 2016 г. в„– Ф10-707/2016

Дело в„– А84-849/2015

резолютивная часть постановления объявлена 22.03.2016
постановление изготовлено в полном объеме 29.03.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.
при ведении протокола помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя (истца) - АО "Балаклавское рудоуправление им. А.М.Горького" г. Севастополь, ОГРН 1149204072181 Голубев Д.В. - дов. от 18.05.2015, Ботова А.И. - дов. от 19.06.2015
от заинтересованных лиц (ответчиков) - Севреестра, г. Севастополь, ОГРН 1149204005598 Погребняк Д.С. - дов. от 11.01.2016
Правительства Севастополя, г. Севастополь, ОГРН 1149204002166 Борзов С.А. - дов. от 08.10.2015 в„– 5306/31/2-15 Бакута В.В. - дов. от 08.10.2015 в„– 5304/31/2-15
Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, ОГРН 1149204004036 Сарахман С.А. - дов. от 12.01.2016 в„– 05
от ответчика - МАНО "Ночные волки", г. Москва, ОГРН 1037717009846 Перекатов Д.Л. - дов. от 21.03.2016 Семенюта К.С. - дов. от 15.05.2015 Захарьин В.В. - дов. от 09.11.2015 Зорин А.Е. - дов. от 09.11.2015
от третьего лица - УФАС по Республике Крым и городу Севастополю не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу акционерного общества "Балаклавское рудоуправление им. А.М.Горького" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 23.09.2015 (судья Ражков Р.А.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 (судьи Проценко А.И., Баукина Е.А., Остапова Е.А.) по делу в„– А84-849/2015,

установил:

Акционерное общество "Балаклавское рудоуправление им. А.М.Горького" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительными пункта 2 постановления Правительства Севастополя (далее - Правительство) от 28.02.2015 в„– 123-ПП "О некоторых вопросах национализации имущества" относительно национализации отдельно стоящего строения, расположенного по адресу: г. Севастополь, 66-й км автодороги Ялта-Севастополь, дом 4, лит. "А" с навесом лит. "а2"; постановления Правительства от 12.05.2015 в„– 369-ПП "О предоставлении земельного участка для размещения многофункционального спортивно-патриотического центра экстремальных видов спорта"; о признании незаконными действий Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя (далее - Севреестр) по исключению из Государственного кадастра недвижимости (ГКН) сведений об объекте недвижимости - земельном участке, расположенном по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, в районе г. Гасфорта, участок в„– 1, с кадастровым номером 91:01:0180001:17; устранении допущенного нарушения путем восстановления в ГКН сведений об указанном земельном участке. Делу присвоен номер А84-849/2015.
Кроме того, общество обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с исковым заявлением к Главному управлению имущественных и земельных отношений (далее - Управление, в настоящее время - Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, далее - Департамент) и Молодежной автономной некоммерческой организации "Ночные Волки" (далее - МАНО "Ночные Волки") о признании недействительным заключенного между ответчиками договора от 13.05.2015 аренды земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:12 общей площадью 2665560 кв. м, расположенного по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, в районе горы Гасфорта; применении последствий недействительности сделки в виде аннулирования в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) записи от 18.05.2015 в„– 91-91/001-91/001/025/2015-920/1 о регистрации договора аренды и записи от 18.05.2015 в„– 91-91/001-91/001/025/2015-920/2 о регистрации права аренды МАНО "Ночные Волки" в отношении названного земельного участка и обязания Управления возвратить МАНО "Ночные Волки" как арендатору арендную плату, уплаченную по названному договору аренды; об обязании МАНО "Ночные Волки" освободить в течение трех рабочих дней после вступления в законную силу решения суда земельный участок с кадастровым номером 91:01:000000:12; в случае неисполнения решения суда в части освобождения земельного участка в течение трех рабочих дней взыскать с МАНО "Ночные Волки" 100 000 рублей за каждый календарный день просрочки вплоть до исполнения судебного акта в полном объеме. Делу присвоен номер А84-1058/2015.
Определением от 21.07.2015 по делу А84-1058/2015 суд объединил в одно производство дела в„– А84-1058/2015 и в„– А84-849/2015, присвоив делу номер А84-849/2015.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - УФАС).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 23.09.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015, обществу отказано в удовлетворении всех его требований.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, требования общества удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права.
В отзыве на жалобу МАНО "Ночные волки" просит оставить принятые судебные решения без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители общества поддержали доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам. Представители Правительства, Департамента, Севреестра, МАНО "Ночные волки" просили оставить кассационную жалобу без удовлетворения. При этом представитель Правительства пояснил, что Балаклавское рудоуправление им. А.М. Горького с конца 80-х годов не использует предоставленный ему земельный участок площадью 297,78 га, который попал в охранную заповедную зону, строительство начатых объектов прекращено, объекты в заброшенном состоянии.
УФАС надлежаще извещено о времени и месте судебного разбирательства, но его представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя третьего лица в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений МАНО "Ночные волки" на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом двух инстанций, в 1977 году Балаклавскому рудоуправлению им. А.М.Горького выдан государственный акт серии Б в„– 013839 на право бессрочного постоянного пользования 297,78 га земли под строительство объектов горно-обогатительного комплекса "Гасфорт". В государственном акте не указано на основании какого акта органа власти выдан данный государственный акт (т. 1. л.д. 37).
Балаклавское рудоуправление им. А.М.Горького было зарегистрировано как юридическое лицо в Едином государственном реестре предприятий, учреждений и организаций Украины 30.03.1992 в соответствии с законодательством Украины.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 28.12.1998 в„– 2078 утвержден перечень государственных предприятий и организаций, которые не подлежат приватизации, имущество которых передается в уставный фонд Государственной акционерной компании "Укррудпром" (далее - ГАК "Укррудпром", компания) с преобразованием их в дочерние предприятия компании. Балаклавское государственное рудоуправление имени М. Горького включено в указанный перечень (т. 4, л.д. 123).
Приказом Министерства промышленной политики Украины и Фонда государственного имущества Украины от 22.02.1999 в„– 322 предписано создать Государственную акционерную компанию "Укррудпром" в форме открытого акционерного общества, в уставный фонд которой передать имущество государственных предприятий и организаций (т. 4, л.д. 131).
На заседании наблюдательного совета ГАК "Укррудпром" 15.05.1999 согласовано создание дочерних предприятий путем преобразования государственных предприятий и организаций, в том числе дочернего предприятия "Балаклавское государственное рудоуправление им. А.М.Горького".
Приказом ГАК "Укррудпром" от 09.08.1999 в„– 206 создано дочернее предприятие компании - Балаклавское государственное рудоуправление им. А.М.Горького на базе имущества Балаклавского государственного рудоуправления им. А.М.Горького, переданного в уставный фонд компании. Комиссиям компании и дочернего предприятия по передаче имущества предписано утвердить передаточный баланс по состоянию на 01.09.1999, определить перечень имущества, которое не подлежит передаче дочернему предприятию из состава имущества, переданного в уставный фонд компании (т. 4, л.д. 136).
24 января 2000 г. в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины зарегистрировано дочернее предприятие Государственной акционерной компании "Укррудпром" "Балаклавское государственное рудоуправление им. А.М.Горького" (т. 4, л.д. 138).
Письмом компании от 15.01.2001 дочернему предприятию "Балаклавское государственное рудоуправление им. А.М. Горького" разъяснено, что имущество закреплено за дочерним предприятием на праве хозяйственного ведения, является собственностью учредителя - компании.
Во исполнение совместного приказа Государственного комитета промышленной политики Украины и Фонда государственного имущества Украины от 19.02.2001 в„– 68/247 компания приказом от 27.07.2001 в„– 289 учредила на базе дочернего предприятия "Балаклавское государственное рудоуправление им. А.М.Горького" открытое акционерное общество "Балаклавское рудоуправление им. А.М.Горького".
12 июля 2001 г. председателем правления ГАК "Укррудпром" утвержден акт оценки стоимости имущества дочернего предприятия "Балаклавское государственное рудоуправление им А.М.Горького" по состоянию на 31.03.2001. Согласно пунктам 1.4, 1486 акта в состав имущества дочернего предприятия входят "право пользования земельным участком для обслуживания Гасфортского комплекса - 297,7800 га", "Здание столовой рудника "Гасфорт" (т. 6, л.д. 112,124).
На основании Распоряжения Кабинета Министров Украины от 26.12.2005 в„– 570-р в 2006 году пакет акций 93,83% ОАО "Балаклавское рудоуправление им. А.М.Горького" был продан на специальном конкурсе ООО "СМАРТ-ГРУПП" (т. 7, л.д. 46, 50).
Решением общего собрания акционеров от 01.02.2010 открытое акционерное общество переименовано в частное акционерное общество "Балаклавское рудоуправление им. А.М.Горького".
Решением Севастопольского городского совета от 18.01.2011 в„– 206 обществу дано согласие на разработку в установленном законом порядке градостроительных обоснований размещения объектов градостроительства: объектов рекреационного назначения в районе горы Гасфорта (62,8 га), жилой общественной застройки в районе горы Гасфорта (234,98 га).
25 октября 2013 г. в государственный земельный кадастр Украины внесены сведения о земельном участке площадью 277,7006 га, расположенном по адресу: г. Севастополь, Балаклавский район, в районе г. Гасфорт, категория земель - земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения, целевое назначение - под строительство объектов горно-обогатительного комплекса "Гасфорт", которому присвоен кадастровый номер 8536300000:18:001:0120, форма собственности - государственная, право постоянного пользования земельным участком у ЧАО "Балаклавское рудоуправление им. А.М.Горького" на основании государственного акта от 01.01.1977 Б 013839; ограничение в использовании - площадь ограничения 6,032 га, охранная зона около объекта природно-заповедного фонда, основание - Постановление "О создании ландшафтного заповедника общегосударственного значения "Байдарский" в г. Севастополе" от 31.05.1990 в„– 120 (т. 1, л.д. 41).
19 января 2015 г. в ГКН России внесены сведения о земельном участке площадью 266,5560 га, местоположение участка - г. Севастополь, Балаклавский район, в районе горы Гасфорта, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения многофункционального спортивно-патриотического центра экстремальных видов спорта, участку присвоен кадастровый номер 91:01:000000:12 (т. 2, л.д. 61).
Распоряжением Правительства Севастополя от 04.03.2015 в„– 127-РП указанный земельный участок включен в реестр собственности города Севастополя.
12 марта 2015 г. право собственности на данный земельный участок зарегистрировано в ЕГРП за субъектом Российской Федерации - городом Севастополь; запись регистрации 91-91/001-91/001/010/2015-732/1.
17 марта 2015 г. в ГКН внесены сведения о земельном участке площадью 2777006 кв. м, которому присвоен кадастровый номер 91:01:018001:17 (предыдущий номер 8536300000:18:001:0120), местоположение - г. Севастополь, Балаклавский район, в районе г. Гасфорт, участок в„– 1, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и др., разрешенное использование - под строительство объектов горно-обогатительного комплекса "Гасфорт". Согласно кадастровому паспорту правообладателем земельного участка является Балаклавское рудоуправление им А.М.Горького, право постоянного бессрочного пользования возникло на основании Государственного акта от 01.01.1977 серия Б в„– 013839; граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (т. 1, л.д. 55).
Однако, письмом от 30.04.2015 за в„– 2015/2658 Севреестр уведомил общество об исключении записи о земельном участке с кадастровым номером 91:01:018001:17 из ГКН, как неправомерно внесенной в ГКН, ибо характеристики земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:12, сведения о котором внесены в ГКН 19.01.2015, совпадают с характеристиками земельного участка с кадастровым номером 91:01:018001:17 (т. 1, л.д. 65).
Постановлением Правительства Севастополя от 12.05.2015 в„– 369-ПП предписано предоставить земельный участок с кадастровым номером 91:01:000000:12 МАНО "Ночные Волки" в аренду с разрешенными видами использования: "образование и просвещение" (код 3.5), "культурное развитие" (код 3.6), "рынки" (код 4.3), "общественное питание" (код 4.6), "гостиничное обслуживание" (код 4.7), "развлечения" (код 4.8), "спорт" (код 5.1), "природно-познавательный туризм" (код 5.2), "охота и рыбалка" (код 5.3), "поля для гольфа и конных прогулок" (код 5.5), сроком на 10 лет.
13 мая 2015 г. между Управлением (арендодатель) и МАНО "Ночные Волки" (арендатор) заключен договор аренды на указанный земельный участок. Договор зарегистрирован в ЕГРП 18.05.2015, запись регистрации в„– 91-91/001-91/001/025/20115-906/1.
Кроме того, как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа Фонда коммунального имущества Севастопольского городского Совета от 06.04.2011 в„– 01-03/390 ЧАО "Балаклавское рудоуправление им А.М.Горького" выдано свидетельство от 01.06.2011, серия САЕ в„– 225100 UA, о праве частной собственности на здание столовой рудника "Гасфорт" общей площадью 941,2 кв. м, лит. "А" с навесами "а", "а2".
На основании названного свидетельства 24.06.2011 право собственности общества на данное здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, автодорога Ялта - Севастополь, 66 км, дом 4, прошло государственную регистрацию по законодательству Украины (т. 1 л.д. 58, 60).
28 февраля 2015 г. Правительство города Севастополь приняло постановление в„– 123-ПП, пунктом 2 которого установлено, что отдельно стоящее здание, расположенное по адресу: г. Севастополь, 66-й км автодороги Ялта - Севастополь, дом 4 (лит. "А" с навесом лит. "а2"), является государственной собственностью города Севастополь (т. 1, л.д. 56).
18 мая 2015 г. в ЕГРП зарегистрировано право собственности субъекта РФ - города Севастополь на нежилое здание общей площадью 941,20 кв. м, расположенное по адресу: г. Севастополь, автодорога Ялта-Севастополь, 66 км, д. 4 (т. 4, л.д. 35).
Ссылаясь на то, что общество является собственником указанного нежилого здания, которое национализировано и зарегистрировано как собственность города Севастополь, а также является владельцем на праве постоянного (бессрочного) пользования земельного участка площадью 2777006 кв. м с кадастровым номером 91:01:0180001:17, сведения о котором были внесены в ГКН, а затем незаконно исключены из него, что на данном земельном участке был сформирован земельный участок площадью 2665560 кв. м с кадастровым номером 91:01:000000:12, который поставлен на кадастровый учет, зарегистрирован на праве собственности за городом Севастополь и незаконно передан в аренду МАНО "Ночные волки" по договору от 13.05.2015, что постановления Правительства от 28.02.105 в„– 123-ПП и от 12.05.2015 в„– 369-ПП являются незаконными, нарушающими права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, общество обратилось с указанными выше требованиями в арбитражный суд.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований заявителя.
Суд кассационной инстанции согласен с выводами суда двух инстанций.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
18 марта 2014 г. между Российской Федерацией и Республикой Крым заключен Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
В силу ст. 1, ст. 2 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон в„– 6-ФКЗ) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов; со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Частью 3 статьи 7 Закона в„– 6-ФКЗ предусмотрено, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Согласно ч. 1 ст. 12.1 Закона в„– 6-ФКЗ до 01.01.2017 на территориях Республики Крым и города Севастополя особенности регулирования, в частности, имущественных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом города Севастополя от 23.04.2014 в„– 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" (далее - Закон в„– 3-ЗС) установлено, что порядок инвентаризации, управления и распоряжения бывшей государственной собственностью Украины, находящейся на территории города Севастополя по состоянию на 17.03.2014, определяется в соответствии с решением Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 в„– 7156 "О статусе города-героя Севастополя".
Согласно пункту 6 решения Севастопольского городского Совета от 17.03.2014 в„– 7156 "О статусе города-героя Севастополя" государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя.
Статьей 1 Закона в„– 3-ЗС установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на 17 марта 2014 года, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.
Таким образом, земли, находившиеся в государственной собственности Украины стали государственной собственностью города Севастополь.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьями 2, 25 Закона города Севастополя от 30.04.2014 в„– 5-ЗС "О Правительстве Севастополя" Правительство Севастополя является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Севастополя. Правительство в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление и распоряжение собственностью города Севастополя и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению и распоряжению собственностью города Севастополя соответствующие органы исполнительной власти
В статье 34 Устава города Севастополя закреплено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя.
Таким образом, Правительство вправе распоряжаться земельным участком площадью 2665560 кв. м с кадастровым номером 91:01:000000:12, являющимся собственностью города Севастополь, право собственности на который прошло государственную регистрацию.
Тем более, что судами установлен факт недоказанности обществом наличия у него прав на земельный участок площадью 297,78 га (или 277,70 га) после того как все имущество и права, в том числе и право постоянного бессрочного пользования земельным участком, были переданы в уставный фонд ГАК "Укррудпром" при реорганизации Балаклавского государственного рудоуправления им. М.Горького в дочернее предприятие компании, а документов, подтверждающих передачу прав на спорный земельный участок от компании акционерному обществу "Балаклавское рудоуправление им. А.М.Горького", использование обществом этого земельного участка, внесение платы обществом за земельный участок, заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что Постановление Правительства от 12.05.2015 в„– 369-ПП соответствует требованиям закона и не нарушает прав и законных интересов общества.
В соответствии с п. 3 ч. 17 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 в„– 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в случае, если сведения о таком объекте недвижимости содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Севреестр ошибочно внес 17.03.2015 в ГКН сведения о земельном участке с кадастровым номером 91:01:018001:17, характеристики которого идентичны характеристикам земельного участка с кадастровым номером 91:01:000000:12, сведения о котором были внесены в ГКН 19.01.2015, и незаконно исключил сведения о земельном участке из ГКН. Однако суды пришли к правильному выводу о том, что действиями Севреестра по исключению сведений о земельном участке из ГКН не нарушены права общества.
В отношении объекта недвижимости - здания столовой рудника Гасфорт суды пришли к выводу о том, что коль не представлено правоустанавливающих документов на объект недвижимости (акта ввода объекта в эксплуатацию), а также техпаспорта, подтверждающего факт наличия законченного строительством объекта, инвентарного дела на здание столовой, а представленные обществом сведения о строительстве объекта противоречивы, то право на спорный объект обществом надлежаще не подтверждено.
Так как оспариваемое Постановление от 28.02.2015 в„– 123-ПП принято в пределах предоставленных Правительству полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме принимаемого ненормативного правового акта, не противоречит закону, издано в целях обеспечения безопасности города Севастополя, надлежащего использования и развития объектов городской инфраструктуры, суд по праву отказал обществу в удовлетворении его требования о признании данного ненормативного акта недействительным.
Более того, суды пришли к правильному выводу о том, что поскольку право собственности на объект недвижимости и земельный участок зарегистрированы за субъектом РФ - городом Севастополь, то оспорить это право возможно лишь в порядке искового производство, а не в порядке главы 24 АПК РФ.
Данный вывод сделан судами, исходя из разъяснений, изложенных в пункте 56 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 в„– 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно которому зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
В связи с изложенным, суды по праву отказали обществу и в удовлетворении его требований о признании договора аренды земельного участка недействительным и применении последствий недействительности сделки.
Доводы кассационной жалобы являлись и доводами апелляционной жалобы и были подробно исследованы судом апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных решений.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Севастополя от 23.09.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 по делу в„– А84-849/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА


------------------------------------------------------------------