Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 10.08.2016 N Ф10-3172/2015 по делу N А83-1682/2015
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ за пользование недрами без лицензии.
Решение: Требование частично удовлетворено, размер штрафа снижен, поскольку общество ранее не привлекалось к административной ответственности.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2016 г. в„– Ф10-3172/2015

Дело в„– А83-1682/2015

резолютивная часть постановления объявлена 03.08.2016
постановление изготовлено в полном объеме 10.08.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В., Бессоновой Е.В.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "Крымевробуд", с. Ильинка, Сакский район, Республика Крым, ОГРН 1149102071084 не явились
от административного органа - отдела по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Управления регулирования недропользования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, г. Симферополь не явились
от Прокуратуры Республики Крым Антипова Е.Ю. - удост. от 21.10.2015 в„– 199683
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крымевробуд" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.12.2015 (судья Авдеев М.П.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 (судьи Котлярова Е.Л., Храмова Е.В., Оликова Л.Н.) по делу в„– А83-1682/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Крымевробуд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления регулирования недропользования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым (далее - Минприроды) от 07.05.2015 в„– 0158/15, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в виде штрафа в размере 1000000 руб.
Дело рассматривалось с участием Прокуратуры Республики Крым.
Решением суда от 22.12.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные решения отменить, заявленное требование удовлетворить, ссылаясь на несоответствие выводов суда двух инстанций обстоятельствам дела, нарушение судами норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель прокуратуры просила оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Общество и Минприроды надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя прокуратуры, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами двух инстанций, общество являлось недропользователем на основании специального разрешения в„– 3883, выданного правопредшественнику общества - ЧП "Крымевробуд" 02.12.2010 Министерством охраны окружающей природной среды Украины на геологическое изучение, в том числе опытно-промышленную разработку месторождения известняка на южном участке Олеговской площади в районе 5,7 км на юго-запад от села Ильинка в Сакском районе Республики Крым общей площадью 46,5 га.
3 октября 2011 г. между ЧП "Крымевробуд" и Сакской районной государственной администрацией в Автономной Республике Крым (далее - администрация) было заключено Соглашение, по которому администрация разрешает частному предприятию геологическое изучение, в том числе опытно-промышленную разработку Олеговской площади Южного участка месторождения пильных известняков на территории Сизовского сельсовета Сакского района АР Крым на земельном участке общей площадью 9,1 га, в том числе под карьером 3,1 га, под отвалами 6,0 га, расположенном в 5,7 км юго-западнее села Ильинка в Сакском районе, на срок действия специального разрешения в„– 388, но не более трех лет со дня подписания данного Соглашения.
С 25.03.2015 по 26.03.2015 Прокуратурой Республики Крым с участием специалистов Минприроды и ГУП РК "Крымгеология" проведена проверка исполнения обществом законодательства в сфере недропользования, результаты которой отражены в акте от 31.03.2015 (т. 2, л.д. 13).
Из акта следует, что после утверждения Протоколом заседания Государственной коллегии Украины по запасам полезных ископаемых при Государственной службе геологии и недр Украины от 09.10.2013 в„– 2963 балансовых запасов пильного известняка по состоянию на 01.08.2013 на Южном участке месторождения Олеговской площади в районе 5,7 км на юго-запад от села Ильинка в Сакском районе АР Крым в объеме 887,1 тыс. куб. м с 09.10.2013 проведение геологического изучения и опытно-промышленной разработки с добычей пильного известняка должно быть прекращено, на промышленную добычу пильного известняка должно быть получено специальное разрешение. Однако добыча пильного известняка проводилась обществом на протяжении 2014 года в отсутствие законных оснований (специального разрешения на добычу полезных ископаемых, горного отвода и правоустанавливающих документов на земельный участок для добычи полезных ископаемых) на территории месторождения Олеговская площадь на Южном участке в районе 5,7 км на юго-запад от села Ильинка в Сакском районе Республики Крым в нарушение требований статей 14, 20, 37 - 40 Кодекса Украины "О недрах" и Постановления Кабинета Министров Украины от 30.05.2011 года в„– 615 "Об утверждении Порядка предоставления специальных разрешений на пользование недрами", а также статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 в„– 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Согласно заключению ГУП РК "Крымгеология" о результатах обследования Олеговской площади (южный участок) и материалов топографической съемки от 31.03.2015 в„– 450 площадь нарушенных земель на используемом участке месторождения пильных известняков составляет 5,79 га (вместо 3,1 га), средняя высота забоев - 1,68 м, превышенная площадь нарушенных земель - 2,69 га - т.1, л.д. 177.
Постановлением прокурора Республики Крым от 14.04.2015 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ и материалы дела направлены в Минприроды.
Постановлением начальника Управления регулирования недропользования - старшим государственным инспектором Республики Крым по надзору за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр от 07.05.2015 в„– 0158/15 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Суд двух инстанций исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Статей 3 Федерального закона от 29.06.2015 в„– 161-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон в„– 161-ФЗ) предусмотрено, что к отношениям, связанным с осуществлением пользования недрами на участках недр, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, применяются положения Закона РФ "О недрах" с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 12 Закона в„– 161-ФЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют разрешительные документы (лицензии), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Специальные разрешения (лицензии), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя до дня вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 в„– 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также условия таких специальных разрешений (лицензий) изменению и переоформлению не подлежат. Продление срока действия таких специальных разрешений (лицензий) не допускается.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществом проведены геологические работы на Южном участке Олеговской площади в период с 02.12.2010 по 09.10.2013.
Целью специального разрешения от 02.12.2010 в„– 3883, выданного правопредшественнику общества Государственным комитетом Украины по геологии и использованию недр на пользование недрами, являлось выявление пильных известняков в пределах Южного участка Олеговской площади, которые по условиям залегания, качеству и количеству экономически целесообразно разрабатывать.
По итогам геологических изысканий полезных ископаемых Государственным комитетом Украины по запасам полезных ископаемых 09.10.2013 был принят протокол в„– 2963, утверждены балансовые запасы пильных известняков и установлено, что выше обозначенное месторождение подготовлено к промышленному освоению. Таким образом, цель, для которой обществу выдавалось специальное разрешение в„– 3883, была достигнута.
Кроме того, и срок Соглашения от 03.10.2011 истек 03.10.2014.
Согласно части второй статьи 42 Закона о недрах промышленная эксплуатация месторождений полезных ископаемых осуществляется добывающими предприятиями при наличии лицензии на право пользования недрами, горного отвода, утвержденных в установленном порядке технических проектов разработки месторождения полезных ископаемых.
Установив, что в 2014 году после завершения работ по геологическому изучению, в отсутствие законных оснований - специального разрешения на добычу полезных ископаемых, горного отвода и правоустанавливающих документов на земельный участок для добычи полезных ископаемых общество пользовалось недрами, суд пришел к правильному выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Факт совершения обществом административного правонарушения подтвержден и зафиксирован материалами топографической съемки РЭС, заключением ГУП РК "Крымгеология", актом проверки Прокуратуры Республики Крым, объяснениями директора общества Захарова С.М., протоколом дополнительного допроса свидетеля маркшейдера Дудкина В.И., фототаблицами.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности не установлено, срок привлечения к ответственности не пропущен.
Министерство назначило обществу наказание в виде штрафа в размере 1000000 руб., то есть, максимальный штраф по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
Частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая, что ранее общество не привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение, учитывая значительный размер штрафа, суд кассационной инстанции считает возможным применить положения ст. 4.1 КоАП РФ и снизить размер штрафа до 400 000 руб.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости решение от 22.12.2015 и постановление 11.04.2016 изменить, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление от 07.05.2015 в„– 0158/15 в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей, снизив размер штрафа до 400 000 рублей.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 22.12.2015 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 по делу в„– А83-1682/2015 изменить.
Постановление Управления регулирования недропользования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 07.05.2015 в„– 0158/15 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Крымевробуд" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей, снизить размер штрафа до 400 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.

Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Е.В.БЕССОНОВА


------------------------------------------------------------------