Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.09.2016 N Ф10-3363/2016 по делу N А83-809/2016
Требование: О взыскании задолженности по уплате налогов, сборов, обязательных платежей.
Обстоятельства: Служба финансового надзора ссылается на наличие у общества налоговой задолженности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказательств, подтверждающих задолженность общества, не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2016 г. в„– Ф10-3363/2016

Дело в„– А83-809/2016

Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Ермакова М.Н.
судей Радюгиной Е.А., Чаусовой Е.Н.
при участии в заседании:
от ООО "Сладкая клубника" 2948465, Республика Крым, Бахчисарайский р-н, с. Холмовка, ул. Центральная, д. 7 ОГРН 1149102076749 не явились, извещены надлежаще
от Службы финансового надзора Республики Крым 295006, г. Симферополь, б-р Ленина, д. 5/7 ОГРН 1149102055694 не явились, извещены надлежаще
от УФНС России по Республике Крым 295006, г. Симферополь, ул. А.Невского, д. 29 ОГРН 1147746357153 не явились, извещены надлежаще
от ИФНС России по Бахчисарайскому р-ну Республики Крым 298403, Республика Крым, г. Бахчисарай, ул. Симферопольская, д. 3 ОГРН 1149100000070 не явились, извещены надлежаще
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07.04.16 г. (судья В.И.Толпыго) и постановление Двадцатого первого арбитражного апелляционного суда от 30.05.16 г. (судьи Н.А.Полынкина, В.А.Оельченко, А.В.Привалова) по делу в„– А83-809/2016,

установил:

Служба финансового надзора Республики Крым (далее - Истец) обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сладкая клубника" (далее - Ответчик) о взыскании задолженности по уплате налогов, сборов и обязательных платежей, образовавшейся на 01.01.15 г., в размере 27286,94 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ИФНС России по Бахчисарайскому р-ну Республики Крым и УФНС России по Республике Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 07.04.16 г. в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 30.05.16 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Истец просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права.
Ответчик и третьи лица отзывы на жалобу не представили.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, Законом Республики Крым от 24.12.14 г. установлены особенности урегулирования задолженности по налогам и сборам, а также излишне уплаченных сумм налогов и сборов (переплата), образовавшихся по состоянию на 01.01.15 г. у налогоплательщиков, зарегистрированных на территории Республики Крым.
Статьей 3 указанного Закона определено, что излишне уплаченные суммы налогов и сборов (переплата), образованные по состоянию на 18 марта 2014 года и не использованные для погашения начислений по налогу и сбору в переходном периоде, не учитываются для определения суммы задолженности (излишне уплаченной суммы) по налогам и сборам на конец переходного периода. Такие суммы считаются списанными и возврату из бюджета не подлежат.
Задолженность по налогам (сборам), образованная по состоянию на 18 марта 2014 года и не погашенная и/или не уплаченная в переходном периоде, не учитывается для определения суммы задолженности (излишне уплаченной суммы) по налогам и сборам на конец переходного периода. Такая задолженность считается списанной и взысканию не подлежит.
Налоговая служба Республики Крым до 31 декабря 2014 года формирует учетные данные о налогоплательщиках, прошедших процедуру перерегистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, но имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся в переходный период на дату перерегистрации и не погашенную по состоянию на 1 января 2015 года; до 1 января 2015 года формирует реестр налогоплательщиков с указанием общей суммы задолженности и общей суммы переплат по всем налогам, сборам и обязательным платежам и обеспечивает передачу этих данных, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года Службе финансового надзора Республики Крым.
При этом Служба финансового надзора Республики Крым до 1 января 2015 года обеспечивает прием от Налоговой службы Республики Крым реестра налогоплательщиков с данными о задолженности и переплате, а также учетных и отчетных данных о начислениях и уплате налогоплательщиками налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет Республики Крым и местные бюджеты, состоянии расчетов и обязательств по состоянию на 1 января 2015 года; осуществляет мероприятия по возмещению в бюджет Республики Крым и местные бюджеты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, образовавшейся в переходный период, в соответствии с реестром, принятым от Налоговой службы Республики Крым (статья 4 Закона Республики Крым от 24.12.14 г.).
Постановлением Совета Министров Республики Крым от 12.05.15 г. в„– 254 утвержден Порядок зачета переплаты или уплаты задолженности по налогам, сборам и обязательным платежам, которые образовались по состоянию на 1 января 2015 года (далее - Порядок).
Пунктами 9, 10 Порядка установлено, Служба финансового надзора Республики Крым на основании реестров, полученных от Налоговой службы Республики Крым и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым (как держателя информации) в соответствии с Законом Республики Крым "Об урегулировании задолженности (переплаты), числящейся за налогоплательщиками, зарегистрированными на территории Республики Крым" от 29.12.14 г. в„– 56-ЗРК/2014 по каждому отдельному налогоплательщику определяет единое сальдо расчетов с бюджетом Республики Крым путем суммирования общей суммы задолженности и общей суммы переплаты, а также сумм перечисленных налогоплательщиком самостоятельно в период с 1 января 2015 года до даты определения сальдо. В случае, если единое сальдо расчетов с бюджетом по налогоплательщику имеет отрицательное значение, такое сальдо является задолженностью перед бюджетом и подлежит взысканию.
Не позднее четырнадцати рабочих дней со дня определения единого сальдо расчетов с бюджетом Служба финансового надзора Республики Крым направляет налогоплательщику предписание по форме согласно приложению к настоящему Порядку о возмещении в бюджет Республики Крым задолженности, образовавшейся в переходный период, с указанием срока возмещения в течение двадцати рабочих дней и реквизитов платежа.
В случае неисполнения налогоплательщиком предписания в указанные сроки Служба финансового надзора Республики Крым обращается в суд с исковым заявлением о взыскании налоговой задолженности (пункт 11 Порядка).
Ссылаясь на переданные Налоговой службой Республики Крым реестры о наличии у Ответчика задолженности по уплате налогов по состоянию на 01.01.15 г. и неисполнение Ответчиком предписания от 29.06.15 г. в„– 05-14/3377 об уплате задолженности, Истец обратился в суд с настоящим иском.
Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, суды первой и апелляционной инстанции сделали обоснованный вывод о том, что Истцом не представлено доказательств, подтверждающих задолженность Ответчика, предъявленную ко взысканию.
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" от 22.06.06 г. в„– 25 разъяснено, что при проверке обоснованности и размера требований по налогам судам необходимо учитывать, что представляемая уполномоченным органом в обоснование указанных требований справка налогового органа, содержащая данные лицевого счета о размере недоимки на определенную дату, в случае несогласия должника с этими сведениями не может рассматриваться как достаточное доказательство для признания заявленных требований доказанными. В этом случае уполномоченным органом в обоснование предъявленных требований могут быть представлены документы, содержащие данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки (например, налоговые декларации налогоплательщика, акты налоговых проверок, решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверок).
Отказывая в удовлетворении заявленных Истцом требований, суд первой инстанции исходил из того, что достоверных доказательств, подтверждающих наличие у Ответчика спорной задолженности, образовавшейся в переходный период, в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной *** данный вывод поддержал.
Однако, судами не учтено следующее.
Из материалов дела следует, что Истец, помимо сведений реестра, сформированных за период с 18.03.14 г. по 01.01.15 г. на основании данных расчетов на 31.12.14 г. и переданных ему Налоговой службой Республики Крым, никаких иных документов, содержащих данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки, не представил.
Вместе с тем, ИФНС России по Бахчисарайскому р-ну Республики Крым при рассмотрении дела судом первой инстанции заявила о том, что спорная задолженность сложилась у Ответчика в результате неуплаты сумм налога по налоговым декларациям вх. в„– 10847 от 04.12.14 г. и вх. в„– 8918 от 07.11.14 г., предъявленных Ответчиком после регистрации в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ в Налоговую инспекцию Бахчисарайского района Республики Крым. Копии данных деклараций представлены в материалы дела.
Возражая против заявленных требований, Ответчик ссылался на то, что свои обязательства по уплате налога он исполнил, перечислив в бюджет 15000 руб. платежным поручением от 19.08.14 г. в„– 006 и 12500 руб. - платежным поручением от 28.10.14 г. в„– 1. Суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о том, что данное обстоятельство подтверждает факт отсутствия у Ответчика задолженности.
Однако, судами не принято во внимание, что платежи в бюджет были произведены Ответчиком до представления в Налоговую инспекцию Бахчисарайского района Республики Крым указанных выше налоговых деклараций, в которых он отразил свои обязательства по уплате налогов.
Поскольку содержание налоговых деклараций, которые были представлены ИФНС России по Бахчисарайскому р-ну Республики Крым, судами не исследовалось, сроки уплаты налога, исчисленных Ответчиком в указанных декларациях, не устанавливались, и сопоставление данных, отраженных в указанных декларациях, с платежными поручениями, на которые ссылался Ответчик, как доказательства отсутствия задолженности, судами не проводилось, выводы судов о недоказанности заявленных Истцом требований нельзя признать соответствующими обстоятельства дела и имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит, что при таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует устранить отмеченные противоречия, дать оценку представленным в материалы дела доказательствам в их совокупности, и с учетом этого разрешить заявленные требования по существу.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 АПК РФ,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Крым от 7 апреля 2016 года и постановление Двадцатого первого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2016 года по делу в„– А83-809/2016 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства.

Председательствующий
М.Н.ЕРМАКОВ

Судьи
Е.А.РАДЮГИНА
Е.Н.ЧАУСОВА


------------------------------------------------------------------