По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.10.2016 N Ф10-3321/2016 по делу N А83-3374/2015
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа об отмене актов обследования земельных насаждений.
Обстоятельства: По итогам рассмотрения заявления общества о предоставлении разрешения на удаление и пересадку зеленых насаждений с целью освоения земельного участка были составлены акты, согласно которым деревья и кустарники, расположенные на земельном участке, подлежали удалению. Обществом произведена частичная оплата восстановительной стоимости удаления растений. В дальнейшем уполномоченным органом принято решение об отмене актов обследования зеленых насаждений.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемое решение соответствует закону об общих принципах организации местного самоуправления.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Республики Крым
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2016 г. в„– Ф10-3321/2016
Дело в„– А83-3374/2015
резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2016
постановление изготовлено в полном объеме 18.10.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Смолко С.И.
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.
при ведении протокола помощником судьи Тарасовой О.В.
при участии в заседании:
от заявителя - ООО "Гурзуфский Бриз", г. Ялта, ОГРН 1149102023102 Формус Ю.В. - дов. от 01.07.2015 на 3 года
от заинтересованных лиц - Комиссии по обследованию зеленых насаждений Администрации г. Ялта, г. Ялта не явились
Администрации г. Ялта, г. Ялта, ОГРН 1149102101609 Бородко И.А. - дов. от 30.12.2015 в„– 0211-07/1281
МУП "Гурзуф", г. Ялта, ОГРН 1149102176706 не явились
при участии: прокурора г. Ялта, г. Ялта Новожилова Т.Н. - пом. прокурора, служ. уд. от 05.03.2015 в„– 181503 РО
прокурора Республики Крым, г. Симферополь не явились
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Ялтинского городского суда, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гурзуфский Бриз" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.03.2016 (судья Лукачев С.О.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 (судьи Градова О.Г., Привалова А.В., Омельченко В.А.) по делу в„– А83-3374/2015,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гурзуфский Бриз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным решения Комиссии по обследованию зеленых насаждений Администрации города Ялты (далее - комиссия), оформленного протоколом комиссии от 24.07.2015, которым решено отменить акты обследования зеленых насаждений от 28.04.2015 в„– 8, выданные обществу.
В качестве заинтересованных лиц в деле участвовали Администрация г. Ялта (далее - администрация) и МУП "Гурзуф".
Дело рассматривалось с участием прокурора г. Ялта и прокурора Республики Крым.
Решением суда от 04.03.2016 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные решения отменить, заявленное требование удовлетворить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам, представители администрации и прокурора города Ялта просили оставить принятые судебные решения без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Комиссия, МУП "Гурзуф" и прокурор Республики Крым надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 04.03.2014 между Коммунальным предприятием "Гурзуф" (сторона-1), ООО "Гурзуфский бриз" (сторона-2) и Гурзуфским поселковым советом (сторона-3) заключен договор о совместной деятельности по строительству объекта недвижимости. Договор утвержден решением 70-й сессии 6-го созыва Гурзуфского поселкового совета от 14.03.2014 в„– 16 (т. 1, л.д. 44).
Согласно пункту 1 договора предметом договора являются взаимоотношения сторон, направленные на осуществление строительства объекта - здания фитоцентра в парке развлечений, а также здания общественного туалета.
Из договора усматривается, что строительство будет производиться на земельном участке площадью 1,8000 га, расположенном в границах пгт. Гурзуф, по адресу: г. Ялта, пгт Гурзуф, в районе стадиона. Земельный участок принадлежит на праве постоянного пользования стороне-1.
Согласно пункту 2.2 договора функции заказчика строительства переданы стороне-2; сторона-3 обязуется обеспечить содействие стороне-2 в получении необходимых разрешительных документов для строительства.
Пунктом 2.3 договора предусмотрено, что сторона-2 обеспечивает финансирование производства строительных работ за счет собственных и/или привлеченных средств.
Пунктом 3.1 договора установлено, что по окончании строительства сторона-2 получает в собственность здание фитоцентра в парке развлечений; сторона-3 получает в собственность здание общественного туалета.
По итогам рассмотрения заявления общества от 22.04.2015 о предоставлении разрешения на удаление и пересадку зеленых насаждений, произрастающих на земельном участке, расположенном в пгт. Гурзуф в районе стадиона, с целью освоения земельного участка на основании договора о совместной деятельности комиссией принято решение о согласовании удаления и пересадки зеленых насаждений, о чем составлены соответствующие акты от 28.04.2015 в„– 8 (7 актов). Из актов следует, что для освоения земельного участка с целью строительства объекта на земельном участке площадью 2960,00 кв. м по адресу: г. Ялта, пгт. Гурзуф, район стадиона подлежит удалению 134 растения (133 дерева и 1 кустарник), из них 113 шт. - в удовлетворительном состоянии с оплатой восстановительной стоимости в общей сумме 2 835 200,00 руб., 21 шт. - в неудовлетворительном состоянии без оплаты восстановительной стоимости, а также разрешена пересадка 87 растений с последующим уходом.
Обществом произведена частичная оплата восстановительной стоимости удаления растений по вышеуказанным актам на общую сумму 1 853 600,00 руб., что подтверждается платежными поручениями от 13.05.2015 в„– 1 - 157 200,00 руб., от 14.05.2015 в„– 2 - 695 100,00 руб., от 16.05.2015 в„– 3 - 242 700,00 руб., от 29.05.2015 в„– 10 - 758 600,00 руб.
9 июля 2015 г. в адрес главы администрации города Ялта Ростенко А.О. поступило представление прокурора г. Ялта в„– 25 - 2015 об устранении нарушений природоохранного законодательства, которым предложено принять меры по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а именно: меры, направленные на отмену актов от 28.04.2015 в„– 8, составленных комиссией на удаление и пересадку зеленых насаждений, выданных обществу.
24.07.2015 по результатам рассмотрения названного представления на заседании комиссии принято решение, оформленное протоколом, об отмене актов обследования зеленых насаждений от 28.04.2015 в„– 8.
Не согласившись с решением комиссии от 24.07.2015, полагая, что оно является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Суды двух инстанций исследовали представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дали им надлежащую правовую оценку и обоснованно пришли к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требования общества.
Суд кассационной инстанции согласен с принятыми судебными актами.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частей 1, 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 в„– 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон в„– 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Частью 1 статьи 48 названного Закона предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Аналогичное предусмотрено и статьей 69 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением 1 сессии Ялтинского городского совета 1 созыва от 19.11.2014.
Согласно части 2 статьи 20 Закона Республики Крым от 25.12.2014 в„– 50-ЗРК/2014 "О растительном мире" (в редакции на 28.04.2015) в случае необходимости повреждения или уничтожения зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, переданных с зелеными насаждениями в собственность (пользование) граждан либо юридических лиц из земель государственной или муниципальной собственности, такие лица обязаны получить в соответствии с действующим законодательством документ разрешительного характера от органов местного самоуправления и оплатить компенсационную стоимость поврежденных либо уничтоженных зеленых насаждений.
Законом Республики Крым от 02.06.2015 в„– 105-ЗРК/2015 в часть 2 статьи 20 Закона Республики Крым от 25.12.2014 в„– 50-ЗРК/2014 внесены изменения. В связи с внесенными в эту часть изменениями она устанавливает, что в случае необходимости удаления (сноса, уничтожения) зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, переданных с зелеными насаждениями в собственность (пользование) граждан либо юридических лиц из земель, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, такие лица обязаны получить в соответствии с действующим законодательством разрешительный документ от исполнительного органа государственной власти Республики Крым в области экологии и природопользования или соответствующих органов местного самоуправления и оплатить компенсационную и/или восстановительную стоимость удаленных (снесенных, уничтоженных) зеленых насаждений.
Из Положения о комиссии по обследованию зеленых насаждений администрации города Ялта, утвержденного постановлением администрации города Ялта от 24.03.2015 в„– 338-п следует, что в полномочия комиссии входит обследование и рассмотрение вопросов сохранения, пересадки и удаления зеленых насаждений по основаниям, предусмотренным Правилами содержания, использования, воспроизводства и охраны зеленых насаждений; рассмотрение спорных вопросов удаления и пересадки зеленых насаждений, произрастание которых препятствует реализации законных прав физических или юридических лиц, если устранить данные препятствия невозможно иным способом. На рассмотрение комиссии заявителем подаются следующие документы: копия документа, определяющая статус земельного участка; перечетная ведомость зеленых насаждений, произрастающих на земельном участке, в которой указываются их виды, диаметры в коре у шейки корня, количество и состояние хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное; перечетная ведомость подписывается собственником, пользователем, балансодержателем земельного участка, исполнителем (в случае установления недостоверности данных, внесенных в перечетную ведомость, комиссия отказывает в рассмотрении заявления); графический план земельного участка с указанием места расположения зеленых насаждений и пятна застройки (масштаб 1:500), фотоснимки. В ходе рассмотрения заявлений комиссия осуществляет обследование, определяет зеленые насаждения, подлежащие удалению, пересадке и сохранению, по итогам рассмотрения составляет акт по установленной форме.
Пункты 4.1, 4.2 и 4.3 Правил содержания, использования, воспроизводства и охраны зеленых насаждений, произрастающих на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденных решением 2 сессии 1 созыва Ялтинского городского совета в„– 18 от 13.02.2015 предусматривают, что удаление и пересадка зеленых насаждений в случаях освоения предоставленного для строительства земельного участка производится в соответствии с градостроительными условиями и ограничениями застройки, для получения которых предоставляется акт обследования зеленых насаждений, согласованный с комиссией по обследованию зеленых насаждений, и производится оплата восстановительной стоимости в местный бюджет.
Исходя из указанных норм права, суды пришли к правильному выводу о том, что комиссия полномочна рассматривать заявления юридических лиц о выдаче разрешения на удаление и пересадку зеленых насаждений и принимать по итогам рассмотрения заявлений решения в виде актов. Если принятое комиссией решение в виде акта противоречит требованиям законодательства, регулирующего получение разрешения на удаление зеленых насаждений, комиссия вправе отменить ранее принятое ею решение в виде актов обследования зеленых насаждений, которые являются разрешениями на удаление и пересадку зеленых насаждений при освоении земельного участка под строительство.
Как видно из материалов дела и установлено судами, для строительства фитоцентра с общественным туалетом на земельном участке площадью в 2.960 кв. м комиссия разрешила произвести удаление 133 деревьев и 1 кустарника, из них 21 дерева - без восстановительной стоимости как находившихся в неудовлетворительном состоянии; кроме того, в отношении 87 деревьев разрешила произвести пересадку (т. 1, л.д. 21 - 34). В актах в„– 8 от 28.04.2014 указано, что приложением к акту является графический план расположения зеленых насаждений с указанием пятна застройки (масштаб 1:500).
Однако графический план обществом не представлялся, и как приложение к актам отсутствует.
Так как акты на удаление и пересадку деревьев были выданы без представления обществом всех необходимых документов, а именно - графического плана расположения зеленых насаждений с указанием пятна застройки, то суды пришли к правильному выводу о том, что акты в„– 8 от 28.04.2015 выданы комиссией в нарушение действующих норм права. А поэтому вынесенное комиссией 24.07.2015 решение об отмене актов в„– 8 от 28.04.2015 не противоречит части 1 статьи 48 Закона в„– 131-ФЗ.
Довод кассационной жалобы о том, что представление прокурора было вынесено в адрес администрации, а не в адрес комиссии, а поэтому комиссия не должна была пересматривать свое ранее принятое решение, не заслуживает внимания. В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона в„– 131-ФЗ принятое незаконное решение может быть отменено принявшим его органом и по собственной инициативе.
Довод жалобы о том, что решением комиссии от 24.07.2015 нарушаются права и законные интересы общества, которое не сможет исполнять действующий договор о совместной деятельности, также не заслуживает внимания. Отмена незаконно выданных актов не может нарушать права и интересы лиц, в пользу которых выданы незаконные акты.
Кроме того, в связи с вхождением Республики Крым в Российскую Федерацию Ялтинским городским советом 29.09.2014 принято решение в„– 10, которым Гурзуфский поселковый совет ликвидирован, Ялтинский городской совет стал правопреемником прав и обязанностей органов местного самоуправления, действовавших на 14.09.2014 на территориях, которые отнесены к территории вновь образованного муниципального образования городской округ Ялта.
Постановлением администрации города Ялта от 08.07.2015 в„– 1033-п отменено решение 70 сессии Гурзуфского поселкового совета 6 созыва от 14.03.2014 в„– 16, которым был утвержден договор о совместной деятельности от 04.03.2014. Этим же постановлением предписано оформить право муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта на земельный участок площадью 1,800 га, расположенный по адресу: г. Ялта, пгт. Гурзуф, в районе стадиона.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016 по делу в„– 83-2865/2015 обществу отказано в удовлетворении его заявления о признании незаконным названного постановления от 08.07.2015 в„– 1033-п.
При таких обстоятельствах суд по праву отказал обществу в удовлетворении его заявления.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 04.03.2016 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2016 по делу в„– А83-3374/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья
С.И.СМОЛКО
Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА
------------------------------------------------------------------