Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.03.2016 N Ф10-202/2016 по делу N А62-361/2015
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Антимонопольный орган указал на то, что условия агентских договоров нарушают положения правил предоставления коммунальных услуг, поскольку предприятие навязывает собственникам помещений многоквартирного дома невыгодные для потребителей условия о перечислении денежных средств за оказанные коммунальные услуги.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт нарушения предприятием требований антимонопольного законодательства установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Смоленской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2016 г. в„– Ф10-202/2016

Дело в„– А62-361/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2016 года
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Степиной Л.В.
судей Бессоновой Е.В., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
от Муниципального унитарного предприятия "Смоленсктеплосеть" (ОГРН 1026701448850, ИНН 6730020716, Тульский пер., д. 7, г. Смоленск, 214000): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Смоленского муниципального унитарного предприятия "Вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1026701420734, ИНН 6731009296, Б.Советская ул., д. 5, г. Смоленск, 214000): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (ОГРН 1026701444615, ИНН 6730031796, Октябрьской Революции ул., д. 14а, г. Смоленск, 214000): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Смоленского муниципального унитарного предприятия "Вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.05.2015 (судья Яковенкова В.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2015 (судьи Стаханова В.Н., Заикина Н.В., Федин К.А.) по делу в„– А62-361/2015,

установил:

муниципальное унитарное предприятие "Смоленсктеплосеть" и Смоленское муниципальное унитарное предприятие "Вычислительный центр жилищно-коммунального хозяйства" (далее по тексту - заявители, МУП "Смоленсктеплосеть", СМУП "ВЦ ЖКХ" или Вычислительный центр ЖКХ) обратились в Арбитражный суд Смоленской области с самостоятельными заявлениями о признании недействительными принятых Управлением Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области (далее по тексту также - Управление, антимонопольный орган) решения и предписания от 29.10.2014 по делу в„– 04-01/02-2014.
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 07.04.2015 на основании статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дела в„– А62-361/2015 и в„– А62-456/2015 по заявлениям МУП "Смоленсктеплосеть" и СМУП "ВЦ ЖКХ" объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу в„– А62-361/2015.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.05.2015, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Вычислительный центр ЖКХ, ссылаясь на ненадлежащую оценку доводов заявителя, нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить упомянутые выше решение и постановление и принять по делу новый судебный акт - о признании незаконным решения и предписания антимонопольного органа.
В отзывах на кассационную жалобу МУП "Смоленсктеплосеть" считает доводы, приведенные в кассационной жалобе обоснованными, а Управление, напротив, находит доводы, указанные в жалобе, несостоятельными и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно нормам части 3 статьи 284 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в кассационной жалобе и отзывах на нее, проверив в порядке статьи 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
Судом установлено, 14.05.2014 антимонопольный орган в связи с поступившими в его адрес заявлениями жителей домов в„– 11, корпус 1 по ул. Нормандии-Неман, и в„– 62, корпус 1 по ул. 25 Сентября города Смоленска о необоснованном требовании перечисления на расчетный счет СМУП "ВЦ ЖКХ" с января 2014 года денежных средств за оказанную МУП "Смоленсктеплосеть" услугу по горячему водоснабжению, возбудил дело в„– 04-01/02-2014 по признакам нарушения МУП "Смоленсктеплосеть" пункта 1 части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 в„– 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон в„– 135-ФЗ или Закон о защите конкуренции), выразившегося в соглашении между указанными хозяйствующими субъектами о навязывании собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов условий договоров горячего водоснабжения о перечислении денежных средств на расчетный счет СМУП "ВЦ ЖКХ".
В ходе проверки фактов, изложенных в названных выше заявлениях, Управление установило, что МУП "Смоленсктеплосеть" и СМУП "ВЦ ЖКХ" заключили агентские договоры, по условиям которых последнему предоставлено право требовать оплату коммунальной услуги по горячему водоснабжению, исполнителем которой является МУП "Смоленсктеплосеть", на расчетный счет СМУП "ВЦ ЖКХ".
Помимо этого между названными сторонами достигнута договоренность о том, что СМУП "ВЦ ЖКХ" от своего имени в судебном порядке требует оплату за коммунальную услугу по горячему водоснабжению. Конкретизация условий такой договоренности оформляется на условиях ежемесячно заключаемых агентских договоров. Указанное подтверждено письмами от 03.03.2014 в„– 1390/19, от 03.04.2014 в„– 2141/19, от 15.04.2014 в„– 2436/19, от 05.05.2014 в„– 2919/19, соответствующей информацией и документами.
Управление пришло к выводу, что приведенные условия агентских договоров являются ничтожными и нарушают положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354, ввиду чего приняло решение от 29.10.2014 по делу в„– 04-01/02-2014, которым соглашение между МУП "Смоленсктеплосеть" и СМУП "ВЦ ЖКХ" признано недопустимым в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции как навязывающее собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов г. Смоленска, осуществляющих непосредственное управление домом, невыгодных для потребителей условий договоров о перечислении с 01.01.2014 денежных средств на расчетный счет СМУП "ВЦ ЖКХ" за оказанные МУП "Смоленсктеплосеть" коммунальные услуги по горячему водоснабжению; и выдало предписание от 29.10.2014 в„– 04-01/02-2014, обязывающее заявителей:
- отказаться от дальнейшего участия в соглашении о возложении обязанности на собственников (нанимателей) помещений многоквартирных домов с непосредственной формой управления домом (список домов содержится в приложении к письму МУП "Смоленсктеплосеть" от 15.04.2014 в„– 2436/19) оплачивать услуги горячего водоснабжения, оказываемые МУП "Смоленсктеплосеть" с 01.01.2014, на расчетный счет СМУП "ВЦ ЖКХ".
Кроме того, МУП "Смоленсктеплосеть" предписано прекратить предъявлять собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов с непосредственной формой управления домом, указанных в приложении, платежные документы за предоставленную МУП "Смоленсктеплосеть" коммунальную услугу горячего водоснабжения, по которым возможно перечисление денежных средств в качестве оплаты за данную услугу на расчетный счет СМУП "ВЦ ЖКХ"; исключить из предъявляемых собственникам (нанимателям) помещений многоквартирных домов с непосредственной формой управления домом, указанных в приложении, платежных документов за предоставленную МУП "Смоленсктеплосеть" коммунальную услугу горячего водоснабжения информацию о лицевых счетах, заведенных на них в СМУП "ВЦ ЖКХ", и включить в такие платежные документы информацию о лицевых счетах (иных идентификаторов) плательщиков, заведенных на них в МУП "Смоленсктеплосеть".
Полагая, что данные решение и предписания являются незаконными, МУП "Смоленсктеплосеть" и Вычислительный центр ЖКХ обратились в суд с заявлением по настоящему делу.
Суды, сделав вывод об отсутствии совокупности условий, предусмотренных частью 2 статьи 201 АПК РФ для признания оспоренного ненормативного акта антимонопольного органа незаконным, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативного акта государственного органа необходимо установить наличие двух условий в совокупности: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ одним из способов управления многоквартирным домом является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.1 статьи 161 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, собственниками вышеуказанных домов выбрана форма непосредственного управления многоквартирным домом. Исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению является МУП "Смоленсктеплосеть".
Вместе с тем, с января 2014 года собственники помещений получали платежные документы для внесения платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, в которых указано, что оплату за предоставленную МУП "Смоленсктеплосеть" коммунальную услугу по горячему водоснабжению необходимо перечислять не на расчетный счет данной организации, а на расчетный счет СМУП "ВЦ ЖКХ".
В предмет доказывания по делу о нарушении антимонопольного законодательства - части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции применительно к обстоятельствам данного дела явилось установление фата заключения соглашений между МУП "Смоленсктеплосеть" и СМУП "ВЦ ЖКХ" о незаконном перечислении денежных средств на расчетный счет СМУП "ВЦ ЖКХ".
В пункте 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на заключение между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 названного Закона) соглашений, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товаров, в которых контрагент не заинтересован, и другие требования).
Пунктом 17 статьи 4 Закона в„– 135-ФЗ признаки ограничения конкуренции определяются как сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Соглашение определяется как договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, так и договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Порядок внесения платы определен в статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 155 ЖК предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно части 8 статьи 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354).
Пунктом 67 Правил в„– 354 предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В соответствии с пунктом 31 названных Правил исполнитель коммунальных услуг обязан: производить расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги; производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги; принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных и других приборов учета; принимать сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; вести учет жалоб потребителей на качество предоставления коммунальных услуг; информировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; нести иные обязанности, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами в„– 354.
В данном случае агентскими договорами, заключенными в 2014 году, был изменен порядок внесения размера платы за горячее водоснабжение без решения на то собственников помещений вышеназванных многоквартирных домов.
При этом отсутствуют основания для признания Вычислительного центра ЖКХ платежным агентом, привлеченным для осуществления расчетов с собственниками жилья.
В соответствии с частью 15 статьи 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
С данной нормой права корреспондируется требование, изложенное в пункте 63 Правил в„– 354.
Деятельность по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) по смыслу Федерального закона от 03.06.2009 в„– 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон в„– 103-ФЗ) - это прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком (статья 3 Закона в„– 103-ФЗ).
В соответствии с частью 14 статьи 4 Закона в„– 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.
Частью 4 статьи 8 Закона в„– 103-ФЗ установлено, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускаются.
Судом установлено, что в платежных документах, представленных в материалы дела в графе "Получатель" указан расчетный счет СМУП "ВЦ ЖКХ" с указанием соответственно банковских реквизитов названной организации.
Поскольку платежные агенты и банковские платежные агенты не являются стороной договорных отношений между поставщиком коммунальной услуги и собственниками помещений по оказанию горячего водоснабжения такие агенты не вправе требовать перечисления денежных средств на свой расчетный счет. Данные агенты должны использовать в таких расчетах исключительно специальные банковские счета, с которых поступившие денежные средства от плательщиков должны быть перечислены в течение одного банковского дня без дополнительного поручения плательщика непосредственно исполнителю коммунальной услуги.
Из установленных судами фактических обстоятельств усматривается, что между заявителями достигнута договоренность на 2014 год требовать от собственников (нанимателей) помещений многоквартирных домов г. Смоленска, выбравших непосредственную форму управления домом, перечисление платы за горячее водоснабжение, оказанное МУП "Смоленсктеплосеть", на расчетный счет СМУП "ВЦ ЖКХ", в том числе от имени СМУП "ВЦ ЖКХ" требовать такую плату в судебном порядке.
При таких обстоятельствах вывод антимонопольного органа о том, что соглашение между МУП "Смоленсктеплосеть" и СМУП "ВЦ ЖКХ" является навязыванием потребителям услуг горячего водоснабжения, оказываемых МУП "Смоленсктеплосеть", требований о перечислении денежных средств за такие услуги на расчетный счет СМУП "ВЦ ЖКХ" и является недопустимым в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, суды обеих инстанций признали правильным.
Выводы судов основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и соответствуют положениям действующего законодательства.
Доводы подателя жалобы о неправильном применении судами статьи 41.1 Закона в„– 135-ФЗ, в силу которой дело о нарушении антимонопольного законодательства не может быть возбуждено и возбужденное дело подлежит прекращению по истечении трех лет со дня совершения нарушения антимонопольного законодательства, а при длящемся нарушении антимонопольного законодательства - со дня окончания нарушения или его обнаружения, не могут быть приняты судом кассационной инстанции во внимание, поскольку противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Материалами дела подтверждено и судами установлено, что стороны руководствовались отдельными условиями агентского договора, оформляемого МУП "Смоленсктеплосеть" и СМУП "ВЦ ЖКХ" ежемесячно на короткий срок в 2014 году, о чем свидетельствуют письма МУП "Смоленсктеплосеть" от 03.03.2014 в„– 1390/19, от 03.04.2014 в„– 2141/19, от 05.05.2014 в„– 2900/19, от 10.10.2014 в„– 8521/19.
Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, - с учетом установленных судами фактических обстоятельств - выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются в силу статьи 288 АПРК РФ основанием для отмены судебных актов.
По существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.05.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2015 по делу в„– А62-361/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Л.В.СТЕПИНА

Судьи
Е.В.БЕССОНОВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------