Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.02.2016 N Ф10-4998/2015 по делу N А14-3399/2015
Требование: О признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, обязании предоставить в собственность спорные участки.
Обстоятельства: Орган местного самоуправления указал на нарушение предпринимателем земельного законодательства: нарушение сроков внесения арендных платежей, использования земельных участков без правоустанавливающих документов на землю.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказательств ненадлежащего использования земельных участков и наличия у предпринимателя задолженности по арендной плате органом местного самоуправления не представлено.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Воронежской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 февраля 2016 г. в„– Ф10-4998/2015

Дело в„– А14-3399/2015

Резолютивная часть объявлена 27.01.2016
Полный текст постановления изготовлен 03.02.2016
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Смолко С.И.,
при участии представителей:
от индивидуального предпринимателя главы КФХ Сорокиной Татьяны Никифоровны (ОГРНИП 304360406300061, Воронежская область) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
от Администрации Терновского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023600609559, ИНН 3630001087, ул. Советская, д. 39, с. Терновка, Терновский район, Воронежская область, 397110) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Терновского муниципального района Воронежской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу в„– А14-3399/2015,

установил:

индивидуальный предприниматель глава КФХ Сорокина Татьяна Никифоровна обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Терновского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация) от 15.12.2014 в„– 1497 в предоставлении в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 36:30:4500015:4 площадью 1158788 кв. м, местоположение: Воронежская область, Терновский район, северо-восточная часть кадастрового квартала 36:30:4500015 и с кадастровым номером 36:30:4500015:5 площадью 1182936 кв. м, местоположение: Воронежская область, Терновский район, северо-восточная часть кадастрового квартала 36:30:4500015 по цене, равной 20 процентам их кадастровой стоимости, как не соответствующий Федеральному закону от 24.07.2002 в„– 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон в„– 101-ФЗ), об обязании Администрации предоставить в собственность предпринимателя данные земельные участки на указанных условиях.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 17.06.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 решение суда от 17.06.2015 отменено, признан незаконным отказ Администрации от 15.12.2014 в„– 1497 в предоставлении в собственность ИП главе КФХ Сорокиной Т.Н. земельных участков с кадастровыми номерами 36:30:4500015:4 и 36:30:4500015:5 площадью 1158788 кв. м и 1182936 кв. м. На администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, указывая, что выводы содержащиеся в обжалуемом судебном акте не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным по делу доказательствам, судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Глава КФХ Сорокина Т.Н. просит оставить ее без удовлетворения, считая доводы Администрации несостоятельными.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 16.04.2008 между Администрацией (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды двух земельных участков из земель фонда перераспределения с кадастровыми номерами 36:30:4500015:4 (площадь 1158788 кв. м, местоположение: Воронежская область, Терновский район, северо-восточная часть кадастрового квартала 36:30:4500015) и 36:30:4500015:5 (площадь 1182936 кв. м, местоположение: Воронежская область, Терновский район, северо-восточная часть кадастрового квартала 36:30:4500015), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Срок аренды - 25 лет.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законодательстве порядке.
11.11.2014 Глава КФХ обратилась в администрацию Терновского муниципального района Воронежской области с заявлением о выкупе в собственность в порядке ст. 10 Закона в„– 101-ФЗ и ст. 24 Закона Воронежской области от 13.05.2008 г. в„– 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" (далее - Закон в„– 25-ОЗ) земельного участка с кадастровым номером 36:30:4500015:4 по цене равной 20% его кадастровой стоимости, что составляет 535751 рублей 80 копеек, и земельного участка с кадастровым номером 36:30:4500015:5 по цене равной 20% его кадастровой стоимости, что составляет 546 868 рублей 80 копеек.
Письмом от 15.12.2014 в„– 1497 Администрация сообщила предпринимателю об отказе в предоставлении в собственность указанных земельных участков в связи с нарушением земельного законодательства, а именно нарушены сроки внесения арендной платы по договору от 16.04.2008 - по сроку 15.09 сумма аренды внесена 14.10.2014; плановой выездной проверкой по муниципальному земельному контролю выявлен факт использования главой КФХ земельных участков, расположенных Воронежская область, Терновский район, с. Александровка, без правоустанавливающих документов на землю.
Считая, что указанный отказ в предоставлении земельных участков в собственность является незаконным и нарушающим права и законные интересы Главы КФХ Сорокиной Т.Н. в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель оспорила его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Воронежской области исходил из того, что причины, послужившие основанием для принятия оспоренного отказа Администрации, необоснованны, однако, главой КФХ Сорокиной Т.Н. не представлены в Администрацию доказательства надлежащего использования спорных земельных участков, что свидетельствует о невозможности предоставления земельных участков в собственность путем выкупа в соответствии с требованиями Закона в„– 101-ФЗ.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу, что Администрация не подтвердила обоснованность оспариваемого отказа, доказательств принятия мер, направленных на проверку использования спорных земельных участков по целевому назначению заинтересованным лицом не представлено, в связи с чем, отказ признан незаконным и нарушающим права предпринимателя на выкуп арендуемых земель.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 1 Закона в„– 101-ФЗ приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона в„– 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах). Правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, согласно которому переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
На основании п. 1 ст. 24 Закона Воронежской области в„– 25-ОЗ переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в том числе земельный участок из фонда перераспределения земель, может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Анализируя названные нормы права, суд кассационной инстанции считает, что законодателем установлено два условия предоставления в собственность арендатору земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения: арендатор пользуется соответствующим участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет, и пользование арендованным участком осуществлялось надлежащим образом.
Таким образом, начало течения срока пользования арендованным земельным участком связано с моментом заключения договора аренды.
По настоящему делу договор аренды заключен 16.04.2008, государственная регистрация аренды по данному договору осуществлена 16.05.2008, предприниматель обратилась с заявлением о предоставлении в собственность спорных земельных участков 11.11.2014.
Вторым условием, соблюдение которого необходимо для последующего выкупа арендованного земельного участка, согласно положениям пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 10 Федерального закона в„– 101-ФЗ является надлежащее использование арендатором участка.
В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона в„– 101-ФЗ собственники землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Земельным законодательством в публичных интересах с учетом того, что земля является основой жизни и деятельности проживающих на ней народов (п. 1 ст. 9 Конституции РФ), установлено, что в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника, землепользователя, арендатора в судебном порядке. Кроме того, за нарушение обязанностей по целевому использованию земельного участка установлена и возможность применения административно-правовых санкций.
Материалы дела не свидетельствуют, что арендодателем - администрацией Терновского муниципального района Воронежской области установлены факты ненадлежащего использования или неиспользования арендатором испрошенных к выкупу земельных участков.
До обращения предпринимателя с заявлением о выкупе спорных земельных участков Администрацией на основании распоряжения от 23.09.2014 в„– 187 проведена проверка на соблюдение обязательных требований земельного законодательства на земельных участках, используемых ИП Главой КФХ Сорокиной Т.Н. для осуществления предпринимательской деятельности.
Результаты отражены в акте проверки соблюдения земельного законодательства от 03.10.2014 в„– 18.
Проведенная проверка не выявила ненадлежащего использования предпринимателем спорных земельных участков с кадастровыми номерами: 36:30:4500015:4, 36:30:4500015:5.
Положенный в обоснование для отказа довод Администрации о нарушении Главой КФХ Сорокиной Т.Н. обязательных требований земельного законодательства, выраженных в использовании земельных участков, расположенных по адресу: Воронежская область, с.Александровка, без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, является несостоятельным, поскольку эти обстоятельства были установлены в отношении иных земельных участков.
В обоснование отказа в предоставлении в собственность спорных земельных участков Администрация ссылается на не своевременное внесение предпринимателем арендной платы в соответствии с п. 3.2. договора аренды от 16.04.2008 в„– 27.
Суды, в данном случае, верно установили, что договором аренды в„– 27 был установлен срок внесения платежей - не позднее 15 ноября, изменения условия оплаты в договор аренды не вносились, в одностороннем порядке такие действия арендодателя не допустимы в силу статей 450, 452 Гражданского Кодекса РФ.
Вместе с тем, несвоевременная уплата арендных платежей не предусмотрена в качестве основания для отказа в предоставлении в собственность земельных участков ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Законом в„– 101-ФЗ, ни иными нормативными актами в области земельного законодательства, следовательно, не является обстоятельством, препятствующим реализации права арендатора на выкуп земельных участков и свидетельствующим об их ненадлежащем использовании.
Кроме того, материалами дела не подтверждается, что на момент обращения предпринимателя к Администрации с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков у него имелась задолженность по арендным платежам.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверка оспариваемого акта на соответствие закону может быть произведена только исходя из оснований принятия данного акта, указанных в самом акте.
При таких обстоятельствах, суд округа приходит к выводу, что оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имелось.
Учитывая, что дело рассмотрено полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права судом апелляционной инстанции применены правильно, кассационная инстанция считает, что основания для отмены постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2015 по делу в„– А14-3399/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Г.А.СТРЕГЕЛЕВА

Судьи
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
С.И.СМОЛКО


------------------------------------------------------------------