Типы документов



Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18.04.2016 N Ф10-803/2016 по делу N А35-6996/2015
Требование: О признании недействительным пункта предписания жилищной инспекции.
Обстоятельства: Жилищная инспекция обязала общество произвести перерасчет платы за электроэнергию, приходящейся на общедомовые нужды.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт нарушения обществом положений действующего законодательства, выразившегося в завышенном начислении платы за электроэнергию, установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Курской области



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 апреля 2016 г. в„– Ф10-803/2016

Дело в„– А35-6996/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 апреля 2016 г.
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дорониной Л.А.
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Курской области (ул. Красная площадь, д. 6, г. Курск, 305000) - Клименко О.В. доверенность от 11.01.2016 в„– 07.305-25/1;
от общества с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" (ОГРН 1064633003038, ул. Гагарина, д. 28, г. Железногорск, Курская область, 307170) - Мятечкиной И.И. доверенность от 02.09.2015 в„– 52;
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "МУП ЕРЦ" (ул. 21 Партсъезда, д. 11, г. Железногорск, Курская область, 307170) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Мироновой Татьяны Дмитриевны (ул. Ленина, д. 32/1, кв. 9, г. Железногорск, Курская область, 307170) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Курской области кассационную жалобу Государственной жилищной инспекции Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 23.10.2015 (судья Калуцких Р.Г.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 (судьи Протасов А.И., Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А.) по делу в„– А35-6996/2015,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" (далее - ООО "РЭК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Курской области (далее - Инспекция, ГЖИ) о признании недействительным п. 2 предписания Государственной жилищной инспекции Курской области от 13.05.2015 в„– 2416.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "УК "МУП ЕРЦ", Мироновой Татьяны Дмитриевны.
Решением суда от 23.10.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Государственная жилищная инспекция Курской области обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов кассационной жалобы ее податель указывает, что в спорном доме выбран способ управления управляющая компания ООО "УК МУП ЕРЦ". ООО "РЭК" при начислении платы по коммунальной услуге электроснабжение на ОДН применяло к расчету распределение всего объема электроэнергии, полученного путем разницы между объемом по коллективному (общедомовому) прибору учета электроэнергии и суммарным потреблением в целом по всему дому, что выражается в неоправданном завышении платы граждан за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН.
В судебное заседание, ООО "УК "МУП ЕРЦ", Миронова Татьяна Дмитриевна не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что не препятствует в силу положений ст. 284 АПК РФ рассмотреть жалобу в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как видно из материалов дела, 15.04.2015 в Инспекцию поступила жалоба от Мироновой Т.Д. о недостатках в обслуживании и эксплуатации дома, расположенного по адресу: Курская область г. Железногорск ул. Ленина д. 32/1.
Распоряжением в„– 2416 от 05.05.2015 было принято решение о проведении 13.05.2015 внеплановой, документальной проверки ООО "РЭК" с целью осуществления жилищного надзора за соблюдением порядка предоставления коммунальных услуг.
По результатам проверки был составлен акт от 13.05.2015 в„– 2416, в котором отражено, что указанный дом оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета электроэнергии в„– 07591116, двухтарифный, коэффициент трансформации 40, учитывающий потребление в жилых помещениях. В ходе проверки были установлены нарушения действующего законодательства, выразившиеся в завышенном начислении платы за электроэнергию, приходящуюся на ОДН в нарушении п. 44 Правил в„– 354 и ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ.
ООО "РЭК" было вручено предписание от 13.05.2015 в„– 2416, п. 2 которого предусмотрено в срок до 30.06.2015 в соответствии с п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 в„– 354, а также в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, произвести перерасчет размера платы за электроэнергию, приходящейся на ОДН за январь - март 2015 года, устранив указанные нарушения по всему дому в целом.
Считая п. 2 предписания ГЖИ от 13.05.2015 в„– 2416 недействительным, Общество с ограниченной ответственностью "Региональная Энергосбытовая Компания" обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно руководствовались следующим.
Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу ч. 7.1 статьи 155 ЖК РФ (в редакции на момент проведения внеплановой проверки) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Как справедливо указали суды, собственники помещений и наниматели жилых помещений вносят плату за коммунальные услуги (кроме потребляемых на общедомовые нужды) непосредственно ресурсоснабжающим организациям при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, и при условии, что решение о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги принято на общем собрании членов товарищества или кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме.
Суд кассационной инстанции находит обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что если домоуправляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, последняя обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме; ресурсоснабжающая организация вправе начислять плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителям (жителям многоквартирного дома), и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме. Указанный вывод сделан на основе совокупного анализа ч. 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. п. 13, 19, 8, 30, 14, 15, 17 Правил в„– 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 в„– 354 (далее - Правила в„– 354).
В силу пункта 8 Правил в„– 354 ресурсоснабжающая организация (в рассматриваемых правоотношениях это ООО "РЭК") будет осуществлять функции исполнителя коммунальных услуг и не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в многоквартирном доме (статья 39 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Правильно применяя положения ст. 39 Федерального закона от 26.03.2003 в„– 35-ФЗ "Об электроэнергетике", суды указали, что при отсутствии договора между ресурсоснабжающей организацией и домоуправляющей компанией или товариществом собственников жилья договорные отношения, в силу статьи 39 Закона об электроэнергетике, статей 539, 540 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и ресурсоснабжающая организация до начала предоставления коммунальной услуги электроснабжения управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пунктах 14 и 15 Правил в„– 354, вправе в платежном документе указывать размер платы за электрическую энергию, потребленную в объеме, указанном в пункте 40 Правил в„– 354 - плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Материалы дела свидетельствуют, что управление домом, расположенным по адресу: г. Железногорск, ул. Ленина д. 32/1, осуществляет ООО "УК "МУП ЕРЦ". При этом договорные отношения у ООО "УК "МУП ЕРЦ" с ООО "РЭК" отсутствуют. Управляющая организация не осуществляет сбор платежей за электроэнергию, приходящую на ОДН.
Отклоняя позицию ГЖИ Курской области о нарушении Обществом пункта 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды правомерно указали на то, что данный пункт лишь закрепляет, что внесение платы за коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям признается выполнением обязательств собственников помещений и нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая остается исполнителем коммунальных услуг и отвечает перед такими собственниками и нанимателями за надлежащее качество всех коммунальных услуг.
Учитывая, что поскольку между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем, в лице управляющей компании, отсутствуют договорные отношения, в том числе и фактические, ООО "РЭК" было вправе начислять плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителям (жителям многоквартирного дома расположенного по адресу: г. Железногорск, ул. Ленина д. 32/1) и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем, заявителем не были нарушены положения требований ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ.
Существенным вопросом при рассмотрении настоящего спора являлось установление формулы расчета для начисления платы за электроэнергию, предоставляемую на ОДН.
По мнению Инспекции ООО "РЭК" при начислении платы за электроэнергию на ОДН должен был применять формулу 15 Приложения в„– 2 Правил в„– 354.
Материалы дела свидетельствуют, что Обществом осуществлялось начисление платы за электроэнергию, предоставленную на ОДН исходя из формулы 12 приложения в„– 2 Правил в„– 354.
Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области в„– 12 от 25.02.2014 утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды.
Положения п. 44 Правил в„– 354 устанавливают, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения в„– 2 к настоящим Правилам.
Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Установленный абзацами вторым и третьим настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения в„– 2 к настоящим Правилам.
Согласно формуле 12 из объема (количества) коммунального ресурса (электрической энергии), потребленного за расчетный период в многоквартирном доме, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета вычитаются объемы (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в u-м нежилом помещении, объемы (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, объемы (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета, объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения). Полученные объемы электрической энергии умножаются на соотношение между общей площадью i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме и общей площадью всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме (пункт 13 приложения в„– 2 к Правилам в„– 354).
Как справедливо отметили суды, такое правовое регулирование осуществлено в рамках полномочий Правительства Российской Федерации в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам, с учетом характера данного регулирования, направленного на конкретизацию норм Жилищного кодекса Российской Федерации на основе экономической и учетно-организационной целесообразности.
Как указывалось ранее, материалы дела подтверждают, что поставкой электроэнергии в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Железногорск, ул. Ленина д. 32/1 осуществляет ресурсоснабжающая организация, являющаяся гарантированным поставщиком.
Поскольку собственники жилых помещений многоквартирного дома в качестве исполнителя коммунальной услуги "Электроснабжение" избрали ресурсоснабжающую организацию, то они фактически выразили согласие с оплатой данной коммунальной услуги в соответствии с абз. 4 п. 44 Правил в„– 354.
В этой связи суды сделали правомерный вывод о том, что Обществом обоснованно применялись положения абз. 4 п. 44 Правил в„– 354 в соответствии с формулой 12 приложения в„– 2.
В этой связи, а также установив факт нарушения прав и законных интересов общества, п. 2 предписания ГЖИ в„– 2416 от 13.05.2015 суды правомерно признали не соответствующим требованиям ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, а также п. 44 Правил в„– 354.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции и апелляционной инстанций, и нашли свое отражение в судебном акте.
Как указывалось ранее, переоценка установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений ст. 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
На основании изложенного суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что судом первой и апелляционной инстанции судебные акты приняты при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, и при правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 23.10.2015 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по делу в„– А35-6996/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Е.В.БЕССОНОВА

Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ


------------------------------------------------------------------