По датам
Полезное
Выборки
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 01.03.2016 N Ф10-235/2016 по делу N А09-4261/2015
Требование: О признании незаконными действий органа местного самоуправления, выразившихся в изготовлении чертежа градостроительного плана земельного участка без указания места допустимого размещения объекта капитального строительства, обязании внести изменения в чертеж.
Обстоятельства: Заявитель ссылается на то, что в связи с изменением конфигурации земельного участка в графической части плана не указано место допустимого размещения зданий.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт того, что градостроительный план не соответствует закону, препятствует заявителю в осуществлении предпринимательской деятельности, установлен.
Суд первой инстанции Арбитражный суд Брянской области
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2016 г. в„– Ф10-235/2016
Дело в„– А09-4261/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 марта 2016 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Бессоновой Е.В.
судей Николаевой Н.Н., Шелудяева В.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Премиум проект" (ОГРН 1053244089447, ИНН 3250059860, Московский проезд, д. 40, г. Брянск, Брянская область, 241020): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Брянской городской администрации (ОГРН 1023202743574, ИНН 3201001909, Ленина пр-т, д. 35, г. Брянск, 241050): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Управления по строительству и развитию территории города Брянска (ОГРН 1063250004400, ИНН 3250064926, Ленина пр-т, д. 28, г. Брянск, Брянская область, 241050): не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Брянской городской администрации и Управления по строительству и развитию территории города Брянска на решение Арбитражного суда Брянской области от 06.07.2015 (судья Грахольская И.Э.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 (судьи Мордасов Е.В., Еремичева Н.В., Заикина Н.В.) по делу в„– А09-4261/2015
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Премиум проект" (далее - ООО "Премиум проект", общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконными действий Брянской городской администрации (далее - администрация) и управления по строительству и развитию территории города Брянска (далее - управление), выразившиеся в изготовлении чертежа градостроительного плана земельного участка в„– RU32301000-0100000000004091 с кадастровым номером 32:28:0015301:34 без указания места допустимого размещения объекта капитального строительства, а также заявитель просит обязать управление по строительству и развитию территории города Брянска внести изменения в чертеж градостроительного плана земельного участка в„– RU32301000-0100000000004091 с кадастровым номером 32:28:0015301:34, указав место допустимого размещения объекта капитального строительства.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 06.07.2015 требования удовлетворены. Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015 данный судебный акт оставлен без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Брянская городская администрация и Управление по строительству и развитию территории города Брянска обратились с кассационной жалобой, в которой просят решения суда первой и апелляционной инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований ООО "Премиум проект".
В обоснование кассационной жалобы заинтересованные лица указывают, что согласно утвержденному проекту планировки применительно к данной территории размещение каких-либо объектов капитального строительства на земельном участке общества не предусмотрено; учитывая, что ненанесение на чертеже места допустимого размещения объекта обусловлено утвержденным проектом планировки, отсутствует нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
ООО "Премиум проект" письменного отзыва на кассационную жалобу не представило.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились. Судебное заседание проведено в их отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Проверив в порядке, установленном статьями 286, 287 Кодекса, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решений судов первой и апелляционной инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Премиум проект" на основании договора аренды от 19.03.2013 в„– 2886, заключенного с Управлением имущественных отношений Брянской области, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 32:28:0015301:34, площадью 42 155 кв. м, расположенного по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, пойма реки Десна, ул. Флотская. Данный земельный участок находится в собственности Брянской области - субъекта Российской Федерации.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 32:28:0015301:34, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенный вид использования земельного участка - торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы.
Пунктом 2.1.1 договора, установлено, что данный земельный участок был принят арендатором в аренду для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и документацией по планировке территории в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка. Этим же пунктом дано определение "комплексного освоения участка".
26.04.2010 общество обратилось в Брянскую городскую администрацию с просьбой разрешить разработку проекта планировки территории по ул. Флотской (пойма реки Десна) Бежицкого района г. Брянска для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Постановлением Брянской городской администрации от 11.06.2010 в„– 1479-п ООО "Премиум проект" было разрешено проведение разработки проекта планировки вышеназванной территории за счет собственных средств.
В проекте планировки установлено, что границами участка служат: с востока - река Десна и ул. Флотская (поворот от ул. Флотской к Первомайскому мосту); с юга - ул. Флотская и существующая жилая застройка с южной стороны по ул. Флотской; с севера - прибрежная зона реки Десна; с запада - существующий поворот от улицы Флотской к Литейному мосту.
При этом в разделе архитектурно-планировочная концепция застройки проекта планировки территории указано, что торгово-развлекательный центр выделен отдельным пятном застройки в юго-восточной части микрорайона со своим многофункциональным назначением, включая торговлю, услуги населению, общественное питание, развлекательные детские центры и комплексы для взрослых, кинотеатры и другие.
Вышеуказанный проект планировки территории по ул. Флотской (пойма реки Десна) Бежицкого района г. Брянска для комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании постановления главы города Брянска от 19.05.2011 в„– 453-пг был опубликован в печати и в его отношении были назначены публичные слушания на 20.06.2011.
С учетом результатов публичных слушаний по проекту планировки, 22.07.2011 Брянской городской администрацией было вынесено постановление в„– 1820-п, согласно которому проект планировки территории по улице Флотской (пойма реки Десна) в Бежицком районе города Брянска для комплексного освоения в целях жилищного строительства был утвержден.
Впоследствии в рамках предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования (торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы) земельного участка с кадастровым номером 32:28:0015301:34, площадью 42 155 кв. м, расположенного по адресу: город Брянск, Бежицкий район, пойма реки Десна, ул. Флотская) были проведены публичные слушания, назначенные Постановлением Главы города Брянска от 19.06.2013 в„– 466-пгт.
По итогам проведенных публичных слушаний Постановлением Брянской городской администрации от 21.05.2014 в„– 1283 ООО "Премиум проект" предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования (торговые (в том числе торгово-развлекательные и торгово-выставочные) центры и комплексы).
В целях подготовки документов для строительства дополнительного торгово-развлекательного центра общество обратилось в управление за получением градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 32:28:0015301:34, который 15.07.2014 был выдан за в„– RU32301000-0100000000003857.
Впоследствии в связи с изменением конфигурации (изменением границ) земельного участка 25.12.2014 общество получило измененный градостроительный план спорного земельного участка за в„– RU32301000-0100000000004091, утвержденный главой городской администрации, в котором в графической части отсутствовало место допустимого размещения зданий.
Полагая, что вышеназванные действия ответчика при изготовлении градостроительного плана не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Премиум проект" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая заявленные обществом требования и удовлетворяя их, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с совокупностью положений частей 1, 2 статьи 51, статьей 52, частями 2, 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительный план земельного участка, на котором предполагается строительство (реконструкция) объекта капитального строительства, является необходимым документом при получении разрешения на строительство, реконструкцию.
Подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является безусловной обязанностью уполномоченного органа.
Материалами дела установлено, что ООО "Премиум Проект" при обращении в Управление с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана были представлены все необходимые документы.
Положениями главы 5 ГрК РФ регламентирован порядок планировки территории.
В соответствии со статьей 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (часть 1). Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий (часть 2). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5).
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
Одновременно в части 3 статьи 44 ГрК РФ содержится исчерпывающий перечень сведений, которые указываются в составе градостроительного плана земельного участка.
В частности, в нем указываются: 1) границы земельного участка; 2) границы зон действия публичных сервитутов; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент); 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия; 7) информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд (часть 3).
Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 44 ГрК РФ).
Приказом от 10.05.2011 в„– 207 Министерство регионального развития Российской Федерации утвердило форму градостроительного плана земельного участка (далее - Форма), согласно которой необходимость заполнения отдельных строк градостроительного плана земельного участка поставлена в зависимость, в том числе от распространения на земельные участки действия градостроительных регламентов или установления на земельные участки градостроительных регламентов.
Статьей 36 ГрК РФ установлено, что градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1). Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3).
В соответствии с пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункт 3 статьи 85 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
Частью 6 статьи 30 ГрК РФ предусмотрено указание в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (пункт 2), которые в силу части 1 статьи 38 этого Кодекса могут включать в себя: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь (пункт 1); минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений (пункт 2); предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений (пункт 3); максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка (пункт 4); иные показатели (пункт 5).
Градостроительный план как один из видов документации по планировке территории может быть выдан либо в отношении застроенной территории, либо в отношении территории, предназначенной для строительства или реконструкции объектов капитального строительства. В последнем случае на основании градостроительного плана определяются основные параметры строительства, необходимые для проектирования объекта и получения разрешения на строительство.
По существу градостроительный план земельного участка представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях, о возможности размещения на данном земельном участке объекта капитального строительства.
При этом Общество, обращаясь с заявлением о выдаче градостроительного плана, не испрашивало каких-либо изменений существующего регламента, поскольку с выдачей градостроительного плана, как части документации по планировке территорий, закон связывает реализацию ряда возможностей правообладателей земельных участков и иных субъектов градостроительной деятельности.
В рассматриваемом споре земельный участок заявителя с кадастровым номером 32:28:0015301:34 расположен в территориальной подзоне Ж 1.1 "подзона многоквартирных многоэтажных жилых домов (комплексное освоение в целях жилищного строительства территории по ул. Флотская (пойма реки Десна)", в отношении которой, в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 28.05.2008 г. в„– 991, установлен градостроительный регламент.
Установленной Формой предусмотрено отражение в градостроительном плане земельного участка, на который градостроительный регламент распространяется, в том числе информации:
- номер объекта капитального строительства, согласно чертежу, размера и площади объекта строительства (пункт 2.2.1);
- предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений (пункт 2.2.2.);
- максимальный процент застройки в границах земельного участка (пункт 2.2.3.);
- иные показатели (пункт 2.2.4).
Доводы кассационной жалобы сведены к тому, что согласно утвержденному проекту планировки применительно к данной территории размещение каких-либо объектов капитального строительства на данном земельном участке не предусмотрено. Как справедливо отметил суд апелляционной инстанции, из представленного в материалы дела проекта планировки не следует однозначное привязывание территории планируемого размещения торгового центра именно к какому-то определенному земельному участку, либо ее ограничения красными линиями.
Поскольку градостроительный план земельного участка необходим для обращения за разрешением на строительство, оценка соответствия планируемого Обществом строительства правилам землепользования и застройки и утвержденному регламенту определенной территории может осуществляться только после выдачи градостроительного плана земельного участка, на других этапах градостроительного регулирования.
Поскольку градостроительный план земельного участка за в„– RU32301000-0100000000004091 не содержит сведения о конкретных параметрах, объективно необходимых для проектирования и строительства объекта, что противоречит требованиям к содержанию градостроительного плана земельного участка, установленным пунктом 2 части 6 статьи 30, части 1 статьи 38, статьей 44, статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, типовой Формы градостроительного плана, утвержденной приказом Минрегионразвития России от 10.05.2011 в„– 207, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на это в судебных актах.
Таким образом, градостроительный план в указанной части не соответствует закону и не позволяет лицу, обратившемуся с заявлением о выдаче градостроительного плана, запроектировать и построить объект, чем создает необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности такого лица и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В этой связи оспоренные действия по подготовке, утверждению и выдаче заявителю градостроительного плана в указанной части обоснованно признаны судами незаконными.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как основаны на ошибочном толковании вышеназванных норм закона, а также направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 288 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебных актов, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда области Брянской области от 06.07.2015 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015. по делу А09-4261/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.В.БЕССОНОВА
Судьи
Н.Н.НИКОЛАЕВА
В.Н.ШЕЛУДЯЕВ
------------------------------------------------------------------